НАША ПРАКТИКА. Добились защиты прав дольщика в деле о банкротстве застройщика (Дело № A56-93409/2018)

В Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области при рассмотрении дела о банкротстве застройщика принято решение о передаче дома «на достройку» новому застройщику, однако при передаче объекта права части дольщиков оказались упущены.

В ЦПО групп обратился представитель ООО «Световод», который оказался лишен прав на недвижимость.

В Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) застройщика № A56-93409/2018 принято решение о передаче дома для завершения строительства новому застройщику. Судом вынесено определение от 17.06.2020 о погашении требований дольщиков к старому застройщику в части передачи квартир и переходе прав требований к Жилищно-строительному кооперативу (далее – «ЖСК»), однако права части дольщиков на квартиры не были указаны в данном определении. На основании данного определения РосРеестр зарегистрировал переход прав на объект, соответственно не указав дольщиков, не упомянутых в определении суда.

Положение клиента осложнялось тем, что в законе отсутствует регулирование на этот счет и нет аналогичной судебной практики.

История дела

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области застройщик признан банкротом и в отношении него введена процедура банкротства. Наш Клиент (юридическое лицо) был включен в реестр требований кредиторов о передаче жилого помещения. Позже на общем собрании кредиторов принято решение о передаче объекта незавершенного строительства и земельного участка ЖСК, созданному в рамках процедуры банкротства застройщика. В связи с этим конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о погашении требований участников строительства.

Поскольку юридические лица не поименованы Законом о несостоятельности (банкротстве) как участники долевого строительства (ст. 201.1 Закона) – наш Клиент не был включен в перечень дольщиков и, соответственно, не включен судом в определение от 17.06.2020, а права дольщика исключены из ЕГРН.

В сложившейся ситуации в отношении прав ООО «Световод» возникла неопределенность.

Судебная защита юристами ЦПО групп

Ситуация представляла сложность в связи с несколькими вопросами:
• В Федеральном законе о несостоятельности (банкротстве) нет прямого регулирования по данной ситуации;
• Отсутствует судебная практика по сходным делам;
• Возражения ЖСК на заявление Клиента, основанные на том, что Клиент не может участвовать в ЖСК и пользоваться правом на погашение требований участника строительства, поскольку является юридическим лицом.

Юристы ЦПО групп по итогам анализа ситуации пришли к выводу о единственно возможном варианте защиты: требовать у суда признания того, что требования Клиента к старому застройщику по передаче жилых помещений погашены (в связи с переходом прав требования к ЖСК на основании передачи объекта незавершенного строительства и земельного участка ЖСК), включить требования Клиента по передаче жилых помещений в перечень прав требований, перешедших к ЖСК.

Благодаря работе юристов, специализирующихся в сфере банкротства, удалось разрушить доводы процессуального оппонента и убедить суд в обоснованности позиции заявителя.

Так, судом установлено, что в деле о банкротстве застройщика равными правами обладают все участники строительства независимо от их статуса (гражданин или юридическое лицо).
Арбитражный суд пришел к выводу, что законом не предусмотрен порядок разделения требований дольщиков и удовлетворение ходатайства участника строительства не приводит к нарушению законодательства.

17.12.2020 года решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-93409/2018-з.37 Заявление Клиента удовлетворено, требования к старому застройщику погашены.

Благодаря профессиональной работе команды ЦПО групп и грамотному выбору способа защиты удалось защитить интересы Клиента и отстоять его право на погашение требований.

Прокопенко
Максим Михайлович
Старший юрисконсульт ЦПО групп
cpo4@pravorf.ru
Читайте в разделе Наша практика