Закрытые закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Что такое закрытые закупки в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ: закрытый конкурс, закрытый аукцион и другие. Тезисно о процедурах за «закрытыми дверями», видах и особенностях закрытых закупок
Условия проведения закрытых процедур
Закон ограничивает виды закрытых процедур:
Ст. 24 и 84 Закона 44-ФЗ определяет формы закрытых процедур: закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.
Ст. 3.5 Закона 223-ФЗ устанавливает примерный перечень форм проведения закупок: закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений или иная конкурентная закупка в соответствии с Положением о закупках.
и условия их проведения закрытым способом:
ст. 84 Закона 44-ФЗ предусмотрены следующие случаи:
1) закупки товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2) закупки товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;
5) закупок федеральными органами исполнительной власти (перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 223) осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.
Перечень указанных органов, учреждений и предприятий утверждается Правительством Российской Федерации.
1) закупки товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2) закупки товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;
5) закупок федеральными органами исполнительной власти (перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 223) осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.
Перечень указанных органов, учреждений и предприятий утверждается Правительством Российской Федерации.
Закрытые закупки, кроме пункта 5, заказчики согласовывают в ФАС.
ст. 3.5 Закона 223-ФЗ предусмотрены случаи проведения закрытых процедур: в случае, если сведения о такой закупке составляют государственную тайну, или если такая закупка осуществляется в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры, или если координационным органом Правительства РФ или Правительством РФ в отношении такой закупки принято соответствующее решение.
Закрытые закупки заказчики по 223-ФЗ согласованию с ФАС не подлежат, в т.ч. в случае отсутствия Положения о закупках и проведения закупок по правилам 44-ФЗ (п. «б» ч. 7 ст. 8 Закона 223-ФЗ).
ст. 3.5 Закона 223-ФЗ предусмотрены случаи проведения закрытых процедур: в случае, если сведения о такой закупке составляют государственную тайну, или если такая закупка осуществляется в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры, или если координационным органом Правительства РФ или Правительством РФ в отношении такой закупки принято соответствующее решение.
Закрытые закупки заказчики по 223-ФЗ согласованию с ФАС не подлежат, в т.ч. в случае отсутствия Положения о закупках и проведения закупок по правилам 44-ФЗ (п. «б» ч. 7 ст. 8 Закона 223-ФЗ).
Открытая часть информации
По Закону 44-ФЗ информационное обеспечение строго ограничено, правила проведения закупок установлены Положением об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках (утв. Постановлением Правительства № 223 от 28.02.2019).
По Закону 223-ФЗ сведения о закрытых закупках не публикуются – правила проведения определяются Положением о закупках.
При проведения закрытых закупок по 44-ФЗ в ЕИС публикуется только извещение. Закупочная документация, включая итоговые протоколы, не публикуется. Процедура закрытой закупки по 44-ФЗ проводится на специализированной ЭТП – ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (http://www.astgoz.ru).
Для того, чтобы иметь возможность принять участие в закрытой закупке Участник должен быть включен в реестр участников закрытых электронных процедур. Включение в реестр осуществляется автоматически после аккредитацию на АИС ГЗ (осуществляется в заявительном порядке).
Отметим, что далеко не все закрытые закупки связаны с необходимостью обеспечения гос.тайны, однако обязательное условие аккредитации (и соответственно участия в закрытых процедурах) – наличие лицензии на работу с гос. тайной.
Еще одним изъятием из принципа обеспечения конкуренции является то, что принять участие в некоторых закрытых закупках по 44-ФЗ могут только те участники, которым Заказчик направил приглашение принять участие в закрытой электронной процедуре.
Заказчики по 223-ФЗ, как правило, для обеспечения проведения закрытых процедур, проводят предварительный предквалификационный отбор будущих участников.
По Закону 223-ФЗ сведения о закрытых закупках не публикуются – правила проведения определяются Положением о закупках.
При проведения закрытых закупок по 44-ФЗ в ЕИС публикуется только извещение. Закупочная документация, включая итоговые протоколы, не публикуется. Процедура закрытой закупки по 44-ФЗ проводится на специализированной ЭТП – ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (http://www.astgoz.ru).
Для того, чтобы иметь возможность принять участие в закрытой закупке Участник должен быть включен в реестр участников закрытых электронных процедур. Включение в реестр осуществляется автоматически после аккредитацию на АИС ГЗ (осуществляется в заявительном порядке).
Отметим, что далеко не все закрытые закупки связаны с необходимостью обеспечения гос.тайны, однако обязательное условие аккредитации (и соответственно участия в закрытых процедурах) – наличие лицензии на работу с гос. тайной.
Еще одним изъятием из принципа обеспечения конкуренции является то, что принять участие в некоторых закрытых закупках по 44-ФЗ могут только те участники, которым Заказчик направил приглашение принять участие в закрытой электронной процедуре.
Заказчики по 223-ФЗ, как правило, для обеспечения проведения закрытых процедур, проводят предварительный предквалификационный отбор будущих участников.
Особенности процедур
Проконсультироваться
Спасибо! Ваше сообщение получено
Особенности проведения закрытого конкурса.
Правила проведения закрытых конкурсов по 44-ФЗ в целом совпадают с обычными конкурсами с некоторыми нюансами.
Если сведения с гос. тайной содержатся в документации | Если сама закупка представляет гос. тайну | |
Участники | Заказчик публикует извещение в ЕИС, доступное для ознакомления всем участникам. Участвовать могут только те, кто соответствует требованиям заказчика. |
Извещение не публикуются. Заказчик самостоятельно рассылает приглашения поставщикам. |
Сроки публикации | Извещение публикуют не меньше чем за 30 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. | Не меньше чем за 20 дней до вскрытия конвертов с заявками заказчик в письменной форме рассылает потенциальным участникам извещение о закупке. |
Способ доведения информации до участников | Поставщики, заинтересованные в получении конкурсной документации, подают заказчику письменный запрос и прикладывают документы, которые подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и наличие доступа к гос.тайне. | Направление приглашения |
Особенности процедуры | Вскрытие конвертов и подведение итогов проводятся в даты, указанные в извещении. | Возможно досрочное вскрытие конвертов и подведение итогов возможно (с согласия всех участников, получивших приглашение). |
Плата за участие | Заказчик может установить плату за документы в размере, не превышающем расходы на подготовку копий. | Заказчик может установить плату за документы в размере, не превышающем расходы на подготовку копий. |
О проведении закрытой закупки заказчик сообщает в ФАС:
• Не позднее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов заказчик направляет копии всех приглашений принять участие перечень всех поставщиков, которым направлена конкурсная документация по их запросам.
• Протокол вскрытия конвертов с заявками и протокол оценки заявок составляют в двух экземплярах и не позднее рабочего дня после подписания отправляют в ФАС, а копии — всем участникам, которые подали заявки.
• Протокол вскрытия конвертов с заявками и протокол оценки заявок составляют в двух экземплярах и не позднее рабочего дня после подписания отправляют в ФАС, а копии — всем участникам, которые подали заявки.
Особенности проведения закрытого конкурса с ограниченным участием.
Закрытый конкурс с ограниченным участием предполагает направление приглашений Заказчиком ограниченному кругу лиц, соответствующих условиям документации (т.е. прошедшим предквалификационный отбор).
Закрытый конкурс с ограниченным участием проводится по тем же правилам, что и обычный, но с учетом особенностей закрытых закупок. Правила, по которым публикуют информацию о закрытом конкурсе с ограниченным участием, совпадают с правилами проведения закрытого конкурса.
Протокол оценки заявок (а равно протокол результатов проведения предквалификационного отбора) составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания. В протоколе указываются:
• обоснование принятых заказчиком решений,
• перечень лиц, соответствующих установленным требованиям,
Не позже следующего рабочего дня копии протокола заказчик отправляет в ФАС и участникам, подавшим заявки.
Закрытый конкурс с ограниченным участием проводится по тем же правилам, что и обычный, но с учетом особенностей закрытых закупок. Правила, по которым публикуют информацию о закрытом конкурсе с ограниченным участием, совпадают с правилами проведения закрытого конкурса.
Протокол оценки заявок (а равно протокол результатов проведения предквалификационного отбора) составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания. В протоколе указываются:
• обоснование принятых заказчиком решений,
• перечень лиц, соответствующих установленным требованиям,
Не позже следующего рабочего дня копии протокола заказчик отправляет в ФАС и участникам, подавшим заявки.
Двухэтапный конкурс
отличается только тем, что побеждает участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса. Остальные правила и сроки проведения совпадают с правилами обычного конкурса и с ограниченным участием.
Закрытый аукцион
Правила проведения закрытых аукционов по 44-ФЗ в целом совпадают с обычными аукционами с некоторыми нюансами.
Если сведения с гос. тайной содержатся в документации | Если сама закупка представляет гос. тайну | |
Участники | Заказчик публикует извещение в ЕИС, доступное для ознакомления всем участникам. Документация не публикуется. |
Извещение не публикуются. Заказчик самостоятельно рассылает приглашения поставщикам с указанием порядка получения документации. |
Сроки публикации | Извещение публикуют не меньше чем за 30 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе. | Не меньше чем за 10 дней до вскрытия конвертов с заявками заказчик в письменной форме рассылает потенциальным участникам извещение о закупке. |
Способ доведения информации до участников | Поставщики, заинтересованные в получении документации, подают заказчику письменный запрос и прикладывают документы, которые подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и наличие доступа к гос.тайне. | Поставщики, заинтересованные в получении документации, подают заказчику письменный запрос и прикладывают документы, которые подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и наличие доступа к гос.тайне. |
Плата за участие | Заказчик может установить плату за документы в размере, не превышающем расходы на подготовку копий. | Заказчик может установить плату за документы в размере, не превышающем расходы на подготовку копий. |
Не позднее чем за 5 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие заказчик направляет в ФАС перечень всех лиц, которым:
• направлена документация о закрытом аукционе по их запросам,
• копии всех приглашений принять участие в закрытом аукционе.
• направлена документация о закрытом аукционе по их запросам,
• копии всех приглашений принять участие в закрытом аукционе.
Обжалование закрытых процедур
Осуществляется по общим правилам, но с соблюдением режима гос. тайны.
Прокопенко
Максим Михайлович
Максим Михайлович
Специалист ЦПО групп
в сфере закупочной деятельности
cpo4@pravorf.ru
в сфере закупочной деятельности
cpo4@pravorf.ru
Читайте в разделе Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ