Суд подтвердил право заказчика определять характеристики товара, даже при ограничении конкуренции
Арбитражный суд города Москвы отметил, что заказчик, исходя из своих реальных нужд, имеет право устанавливать требования к приобретаемым товарам, даже если это ограничивает число потенциальных участников до одного
Отношения между гос.заказчиком и производителями должны строиться на основе конкуренции. Из этих же соображений исходило Московское УФАС, признав неправомерным то, как Заказчики описывают предмет закупки медицинских изделий (извещения 0373200001325000311 и 0373200099725000368), в том числе высоту и ширину медицинских штор, в результате чего описанию соответствует только одно медицинское изделие.
Извлечение из Решения ФАС:
"На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчик не может изменить параметры на те, которые предлагает Заявитель, поскольку Заказчик при проведении закупки руководствуется своими потребностями, соответственно закупка проводится под уже имеющиеся шторы, при этом для того чтобы закупить шторы с иными характеристиками, Заказчик должен провести демонтаж 94 имеющихся штор, а также монтаж новых штор, что является нерациональным перерасходом бюджетных средств, а также не рентабельностью распределения бюджетных средств, так как Заказчик является бюджетной организацией города Москвы".
Извлечение из Решения ФАС:
"На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчик не может изменить параметры на те, которые предлагает Заявитель, поскольку Заказчик при проведении закупки руководствуется своими потребностями, соответственно закупка проводится под уже имеющиеся шторы, при этом для того чтобы закупить шторы с иными характеристиками, Заказчик должен провести демонтаж 94 имеющихся штор, а также монтаж новых штор, что является нерациональным перерасходом бюджетных средств, а также не рентабельностью распределения бюджетных средств, так как Заказчик является бюджетной организацией города Москвы".
1
Требования закона к описанию товара
Общие требования к описанию товара установлены в ст.33 Закона о контрактной системе. В частности, заказчик должен указать функциональные, технические и качественные характеристики, изображение поставляемого товара и прочие признаки.
Тем самым заказчик вправе, действуя в собственных интересах, детально описать физические характеристики объекта закупки: длину, ширину, вес и иные параметры в зависимости от предназначения приобретаемых товаров. Однако нередко возникают ситуации, когда заказчик таким образом описывает физические характеристики, что товаром с соответствующими параметрами располагает единственный продавец, который впоследствии и подает заявку на участие в торгах.
Проблема особенно обостряется в ситуации, когда объектом закупки выступают медицинские изделия: в таком случае заказчик при просмотре реестра медицинских изделий сразу же может установить количество продавцов, располагающих необходимым товаром. Именно поэтому антимонопольные органы особо обращают внимание на закупки лекарственных средств и медицинских изделий.
2
Заказчик свободен в вопросе определения характеристик товара
Целью антимонопольного регулирования является недопущение ограничения конкуренции и создания преимуществ для отдельных участников оборота. Однако такое поддержание конкурентной среды не должно ограничивать заказчика в определении предмета будущего договора, характеристики которого определяются с учетом его дальнейшего использования. Поддержание условной конкуренции не должно приводить к тому, что государство должно закупать то, что не отвечает реальным потребностям. Следовательно, заказчик не обязан учитывать интересы неограниченного количества производителей продукции только ради «поддержания конкуренции».
Аналогичной позиции придерживаются суды. В частности, они исходят из того, что определение тех или иных физических характеристик объекта обусловлено потребностью в достижении определенного результата и эффективности закупки. Так, при описании товара заказчик самостоятельно указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, а также требования к качеству товаров в целях удовлетворения государственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки. Следовательно, даже если указанным характеристикам соответствует товар лишь одного продавца, подобные действия заказчика не являются нарушением и не ограничивают конкуренцию.
Такой позиции в большинстве придерживаются и антимонопольные органы. В частности, при рассмотрении подобных дел учитывается, что параметры и характеристики оборудования и препаратов могут иметь клиническую и экономическую значимость, объективно отражать потребность при осуществлении медицинской деятельности на высоком профессиональном уровне (например, Решение Самарского УФАС от 19.12.2024 г. N 513-14952-24/4, 514-14952-24/4; Решение УФАС по г. Москве от 18.03.2025 г. по делу № 077/06/106-3190/2025).
Такой позиции в большинстве придерживаются и антимонопольные органы. В частности, при рассмотрении подобных дел учитывается, что параметры и характеристики оборудования и препаратов могут иметь клиническую и экономическую значимость, объективно отражать потребность при осуществлении медицинской деятельности на высоком профессиональном уровне (например, Решение Самарского УФАС от 19.12.2024 г. N 513-14952-24/4, 514-14952-24/4; Решение УФАС по г. Москве от 18.03.2025 г. по делу № 077/06/106-3190/2025).
Однако для констатации правомерности действий заказчика необходимо соблюдать условие: выдвинутые характеристики товара не должны ограничивать количество участников закупки. ВС РФ уже неоднократно подтверждал, что определение заказчиком подобных характеристик, которые необходимы заказчику и отвечают специфике предполагаемого использования, не может быть расценено в качестве ограничения количества потенциальных участников закупки (см. Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд от 28.06.2017).
К таким же выводам пришел и Арбитражный суд города Москвы, признавший недействительным решение Московского УФАС по вышеуказанной закупке, попавшей в поле нашего зрения.
К таким же выводам пришел и Арбитражный суд города Москвы, признавший недействительным решение Московского УФАС по вышеуказанной закупке, попавшей в поле нашего зрения.
3
Итоги: практика по вопросу уже сложилась
На сегодняшний день практика придерживается единой логики, однако грань между нарушением и противоправным действием порой бывает очень тонкой, особенно когда предметом закупки выступают медицинские изделия или лекарственные средства. В последнем случае имеются нюансы.
В случае возникновения спорных вопросов рекомендуется сразу обращаться к специалистам.
Прокопенко Максим Михайлович
Читайте в разделе Закупочная деятельность (44-ФЗ, 223-ФЗ)
Получить консультацию
Спасибо! Ваше сообщение получено