Освобождение от НДС предприятий общественного питания – особенности регулирования в 2025 году
1
Общие сведения
Статьей 149 Налогового кодекса установлен перечень операций, облагаемых нулевой ставкой НДС. Согласно пп. 38 п. 3 ст. 149 НК, к операциям, не подлежащим налогообложению, относится оказание услуг общественного питания. В то же время право на освобождение от НДС по соответствующему основанию возникает у индивидуального предпринимателя или организации лишь при одновременном выполнении следующих условий:
- Сумма доходов за предыдущий год не превысила 2 млрд рублей;
- В предыдущем году удельный вес доходов от услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70%;
- Среднемесячный размер выплат физическим лицам не ниже размера среднемесячной зарплаты в тех субъектах, в налоговые органы которых представлены расчеты по страховым взносам в отношении таких физических лиц.
Вводя перечисленные выше критерии, законодатель преследует ряд целей: отграничить небольшие и средние предприятия общественного питания от крупных сетевых операторов и ресторанов высокого ценового сегмента, установить социальные гарантии для работников, стимулируя предприятия общепита выплачивать официальную заработную плату, платить НДФЛ и страховые взносы. Совокупность приведенных условий делает льготу по НДС адресной и сбалансированной.
2
Новые правила
Поправки в условия получения льготы по НДС были внесены Федеральным законом от 23.07.2025 № 227-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Теперь порог годовой выручки, позволяющий применять освобождение от НДС, повышен с 2 до 3 миллиардов рублей, соответствующие изменения вступают в силу с 1 октября 2025 года.
Повышение лимита годовой выручки предоставляет предприятиям общественного питания существенные фискальные преимущества. Данная мера направлена на расширение их хозяйственной деятельности, поскольку позволяет индивидуальным предпринимателям и организациям, достигшим прежнего порогового значения, продолжить применение налоговой льготы и, как следствие, снизить совокупную налоговую нагрузку.
Вместе с тем на практике хозяйствующие субъекты в сфере общественного питания продолжают сталкиваться с определенными затруднениями при оценке соответствия критериям для правомерного применения льготы по НДС. Указанные сложности обусловлены необходимостью подтверждения надлежащего уровня выплат и иных вознаграждений физическим лицам (третий критерий, необходимый для получения льготы).
Рассмотрим ключевые проблемные аспекты, возникающие при подтверждении соответствия предприятий общественного питания третьему критерию.
Рассмотрим ключевые проблемные аспекты, возникающие при подтверждении соответствия предприятий общественного питания третьему критерию.
3
Выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц
В контексте применения льготы по НДС, предусмотренной пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, ключевое значение имеет корректный расчет среднемесячной заработной платы сотрудников предприятия и ее последующее сравнение с отраслевым показателем по субъекту Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что порядок расчета средней зарплаты сотрудников организации или индивидуального предпринимателя регламентирован непосредственно Налоговым кодексом.
Так, согласно абз. 9 и 10 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК, среднемесячный размер выплат определяется в два этапа: во-первых, путем деления общей суммы фонда оплаты труда на среднесписочную численность работников для определения средней суммы начислений на одного сотрудника, а во-вторых, путем деления полученного значения на количество месяцев в расчетном периоде. Показатели начисленного фонда оплаты труда сотрудников необходимо брать из расчета по страховым взносам (РСВ).
Изменения с 01.09.2025 в методологии расчета среднего заработка (утверждены постановлением Правительства №540 от 24.04.2025) для начисления пособий и отпускных в данном случае прямо не влияют на методологию расчета для определения права на освобождение от НДС, но могут сказаться на итоговой сумме заработка, которая принимается в расчет.
Так, согласно абз. 9 и 10 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК, среднемесячный размер выплат определяется в два этапа: во-первых, путем деления общей суммы фонда оплаты труда на среднесписочную численность работников для определения средней суммы начислений на одного сотрудника, а во-вторых, путем деления полученного значения на количество месяцев в расчетном периоде. Показатели начисленного фонда оплаты труда сотрудников необходимо брать из расчета по страховым взносам (РСВ).
Изменения с 01.09.2025 в методологии расчета среднего заработка (утверждены постановлением Правительства №540 от 24.04.2025) для начисления пособий и отпускных в данном случае прямо не влияют на методологию расчета для определения права на освобождение от НДС, но могут сказаться на итоговой сумме заработка, которая принимается в расчет.
На практике сложность для налогоплательщиков представляет и определение показателя среднесписочной численности (ССЧ) для применения льготы по НДС. Расчет должен осуществляться в строгом соответствии с методологией Росстата. По общему правилу ССЧ рассчитывают за определенный период как среднее арифметическое списочных численностей на каждый календарный день периода.
Важно отметить, что данный порядок, установленный Приказом Росстата от 16.12.2024 № 647, содержит ряд исключений. В частности, при расчете ССЧ не учитываются мобилизованные сотрудники, а также лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком или в неоплачиваемых учебных отпусках. В то же время работники, находящиеся в отпуске за свой счет (не связанном с учебой), напротив, включаются в расчет.
Отдельный порядок установлен для работников с неполным рабочим днем: тех, для кого это условие установлено по соглашению сторон, учитывают пропорционально отработанному времени, а тех, для кого оно является обязательным по закону (например, несовершеннолетние), – как полные штатные единицы. В данный показатель не входят так же физлица, работающие по ГПХ.
Важно отметить, что данный порядок, установленный Приказом Росстата от 16.12.2024 № 647, содержит ряд исключений. В частности, при расчете ССЧ не учитываются мобилизованные сотрудники, а также лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком или в неоплачиваемых учебных отпусках. В то же время работники, находящиеся в отпуске за свой счет (не связанном с учебой), напротив, включаются в расчет.
Отдельный порядок установлен для работников с неполным рабочим днем: тех, для кого это условие установлено по соглашению сторон, учитывают пропорционально отработанному времени, а тех, для кого оно является обязательным по закону (например, несовершеннолетние), – как полные штатные единицы. В данный показатель не входят так же физлица, работающие по ГПХ.
Что касается определения величины средней заработной платы по субъекту Российской Федерации, то здесь необходимо руководствоваться официальной статистической информацией. Для сравнения следует применять не показатели органа статистики субъекта (например, Мосстат, Петростат и т.п.), а именно федерального органа – Росстата, отраженные в единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС), что прямо следует из абз. 8 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК. Информацию необходимо сформировать по соответствующему виду экономической деятельности, а именно: класс 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания».
Таким образом, для правомерного применения льготы по НДС налогоплательщику необходимо самостоятельно рассчитать средний размер выплат физическим лицам, руководствуясь порядком заполнения РСВ, методикой Росстата, и сравнить его с официально опубликованным значением по региону, обеспечивая соблюдение всех указанных нормативных требований.
Законодатель предусмотрел тот факт, что на начало года статистической информации по прошедшему году еще не может быть сформировано, потому для сопоставления применяется показатель первых 9 месяцев года, а в последующим берется максимальный из показателей уровня начисленной налогоплательщиком средней зарплаты за 9 или за 12 месяцев.
Таким образом, для правомерного применения льготы по НДС налогоплательщику необходимо самостоятельно рассчитать средний размер выплат физическим лицам, руководствуясь порядком заполнения РСВ, методикой Росстата, и сравнить его с официально опубликованным значением по региону, обеспечивая соблюдение всех указанных нормативных требований.
Законодатель предусмотрел тот факт, что на начало года статистической информации по прошедшему году еще не может быть сформировано, потому для сопоставления применяется показатель первых 9 месяцев года, а в последующим берется максимальный из показателей уровня начисленной налогоплательщиком средней зарплаты за 9 или за 12 месяцев.
4
Заключение
Подводя итог, применение льготы по НДС для операций в сфере общественного питания, регламентированное пп. 38 п. 3 ст. 149 НК, обусловлено соблюдением ряда критериев. К ним относятся: непревышение порога годового дохода в размере 3 миллиардов рублей (до 1 октября 2025 года – 2 миллиардов), доля доходов от соответствующих операций не менее 70 процентов, а также соответствие среднемесячного размера выплат физическим лицам установленному значению по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
Ключевым аспектом получения льготы является корректный расчет показателя среднемесячных выплат, осуществляемый в соответствии с методикой Федеральной службы государственной статистики. Указанный расчет требует точного определения сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц и среднесписочной численности работников с учетом установленных исключений. Полученное значение подлежит сравнению с официальными статистическими данными, публикуемыми Росстатом в единой межведомственной информационно-статистической системе.
Если у вас возникли сомнения в правильности расчета вышеуказанных показателей и правомерности применения освобождения от НДС, рекомендуем получить консультацию налогового юриста ЦПО групп.
Михнов Олег Семенович
Руководитель практики "Налоговое консультирование и споры"
+7 (812) 603-45-25(доб. 352)
E-mail: cpo49@pravorf.ru
+7 (812) 603-45-25(доб. 352)
E-mail: cpo49@pravorf.ru
Читайте в разделе Налоговое право и споры
Получить консультацию
Спасибо! Ваше сообщение получено