1
Определение ТСО
ТСО - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии и соответствующая утвержденным Правительством РФ критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям (ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении»).
Фактически суть услуг по передаче тепловой энергии состоит в надлежащем владении (содержании, эксплуатации) участком централизованных сетей (труб), через которые теплоноситель поступает от источника теплоснабжения (котельной, ТЭЦ), принадлежащего поставщику тепла, к обогреваемому объекту недвижимости, принадлежащему тому или иному потребителю. Иными словами, ТСО с использованием своих сетей опосредует технологический процесс поставки тепла от поставщика к потребителю.
Фактически суть услуг по передаче тепловой энергии состоит в надлежащем владении (содержании, эксплуатации) участком централизованных сетей (труб), через которые теплоноситель поступает от источника теплоснабжения (котельной, ТЭЦ), принадлежащего поставщику тепла, к обогреваемому объекту недвижимости, принадлежащему тому или иному потребителю. Иными словами, ТСО с использованием своих сетей опосредует технологический процесс поставки тепла от поставщика к потребителю.
2
Суть решения Конституционного Суда
13 марта 2025 года Конституционный Суд РФ в определении от 13.03.2025 № 600-О/2025 (далее - Определение), отказал в рассмотрении жалобы, оспаривающего конституционность ч. 6 ст. 17 Федерального закона «О теплоснабжении». Суд подтвердил, что лица, не имеющие статуса ТСО, не вправе требовать возмещения затрат на содержание своих тепловых сетей до установления тарифа на услуги такого лица по передаче тепловой энергии.
3
Позиция КС заключается в следующем:
- ч. 6 ст. 17 Федерального закона «О теплоснабжении» направлена на баланс интересов собственников сетей, поставщиков и потребителей;
- норма исключает необоснованные требования по возмещению своих затрат со стороны лиц, для которых передача тепла не является профильной деятельностью;
- установление тарифов на свои услуги - прерогатива профессиональных ТСО, соответствующих законодательным критериям.
4
Связь с предыдущими изменениями
Напомним, с 1 сентября 2022 года введены критерии для получения статуса ТСО и, соответственно, для возможности установить тариф на услуги. Для получения статуса ТСО, необходимо:
Подробнее об этих изменениях читайте в нашем материале.
- владеть сетями более 1 года;
- иметь не менее 10 км труб (для Москвы и СПб);
- обеспечивать аварийно-диспетчерскую службу;
- соблюдать ограничение по доле собственной тепловой нагрузки (не более 20%).
Подробнее об этих изменениях читайте в нашем материале.
5
Последствия для рынка
Определение укладывается в рамки существующей государственной политики в сфере регулирования деятельности ТСО.
«Ч. 6 ст. 17 Федерального закона «О теплоснабжении», запрещающая владельцам тепловых сетей препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или ТСО возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям, направлена на обеспечение баланса прав и законных интересов владельцев объектов теплоснабжения, теплоснабжающих организаций и потребителей», — подчеркивается в Определении.
Небольшие организации, не соответствующие критериям, не вправе претендовать на установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и иным образом возмещать свои затраты за счет иных участников той же системы теплоснабжения. Крупные ТСО, в свою очередь, укрепили позиции, получив возможность консолидировать активы.
«Ч. 6 ст. 17 Федерального закона «О теплоснабжении», запрещающая владельцам тепловых сетей препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или ТСО возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям, направлена на обеспечение баланса прав и законных интересов владельцев объектов теплоснабжения, теплоснабжающих организаций и потребителей», — подчеркивается в Определении.
Небольшие организации, не соответствующие критериям, не вправе претендовать на установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и иным образом возмещать свои затраты за счет иных участников той же системы теплоснабжения. Крупные ТСО, в свою очередь, укрепили позиции, получив возможность консолидировать активы.
Поэтому, можно сказать, что запрет на возмещение расходов для «непрофильных» владельцев сетей стимулирует передачу убыточной инфраструктуры профессиональным ТСО.
О том, как вывести из эксплуатации нерентабельный объект теплоснабжения рассказали в этой статье.
О том, как вывести из эксплуатации нерентабельный объект теплоснабжения рассказали в этой статье.
До 2022 года многие застройщики и небольшие компании владели теплосетями, теоретически могли получать доходность от таких сетей без инвестиций в их модернизацию. Однако в настоящее время:
- непрофессиональные участники несут убытки, так как не могут компенсировать расходы на содержание сетей;
- крупные ТСО, соответствующие существующим критериям, становятся монополистами в своих регионах;
- потребители должны получать более стабильное теплоснабжение, но рискуют столкнуться с ростом тарифов.
Законодательство последовательно ужесточает требования к участникам рынка теплоснабжения. Оставаться в правовом поле возможно только при своевременной адаптации к изменениям. Обращайтесь в ЦПО групп - мы обеспечим вашу юридическую безопасность на всех этапах: от аудита до представительства в судах высших инстанций.
Передков Иван Геннадьевич
Читайте в разделе Энергетика
Получить консультацию
Спасибо! Ваше сообщение получено