Новые требования к теплосетевым организациям

С 1 сентября 2022 года начинают действовать вновь установленные критерии для теплосетевых организаций. В статье разбираем, как введенные Правительством требования повлияют на рынок, какие предприятия смогут продолжить деятельность, а каким придется уйти
Вступление
Теплосетевые организации – одни из тех юридических лиц, которым должны быть благодарны граждане за тепло и горячую воду в своих домах. Именно ТО (как мы для краткости будем именовать их далее), встраиваясь в цепочку между поставщиком тепла и потребителем тепловой энергии, обеспечивает систему, как следует из самого их названия, тепловыми сетями или, проще говоря, трубами. По трубопроводам таких организаций тепловая энергия передается от источника (котельной, ТЭЦ) до потребителя. Для того, чтобы поставить потребителям тепло, теплоснабжающие организации заключают договоры с ТО. Общая картина правоотношений, если изобразить ее схематично, выглядит так:
Рынок ТО в России велик – таких предприятий в стране насчитывается около 66 тысяч. Эти предприятия платят налоги в государственный бюджет, соблюдают законодательство, наконец, обогревают квартиры граждан. Однако с 1 сентября 2022 года количество их сократится. Причины изменений и возможные перспективы разбираем в статье.
Новые критерии
С 1 сентября в силу вступят изменения в Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012№808, (далее – Правила) в части установления обязательных критериев, которым должны будут соответствовать ТО. Для предприятий предлагается вилка: либо одновременное соответствие критериям, представленным ниже:

1. Законное владение теплосетями на срок больше года;
2. Неразрывная протяженность труб (в пределах одной системы теплоснабжения) для Москвы и Санкт-Петербурга не менее 10 километров в 2-трубном исчислении;
3. Доля присоединенной тепловой нагрузки собственных теплопотребляющих установок не превышает 20 процентов общей тепловой нагрузки, подключенной к сетям предприятия;
4. Наличие аварийно-диспетчерской службы или заключение договора с таковой на необходимый срок;
5. Наличие официального сайта в Интернете.
Либо для ТО достаточно наличия лишь одного из следующих признаков:

1. ТО федеральным органом исполнительной власти либо органом местного самоуправления наделена статусом единой теплоснабжающей организации (порядок описан в пунктах 3-11 Правил);
2. Тепловые сети являются для предприятия объектом концессионного соглашения;
3. Юрлица и ИП владеют тепловыми сетями, за счет которых передается более 50% присоединенных тепловых нагрузок в данной системе теплоснабжения.

При этом следует иметь ввиду, что в силу прямого указания Федерального закона «О теплоснабжении» (№ 190-ФЗ) собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их сетям тепловой энергии потребителям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии.

Таким образом, владелец тепловых сетей, в отношении которого не установлен тариф на оказание услуг по передаче тепловой энергии, не вправе требовать платы за передачу тепла, однако приостановить оказание услуги он также не вправе. В указанном случае затраты на содержание сетей, в том числе на компенсацию возникающих в трубопроводах потерь тепловой энергии, остаются без источника покрытия, владение сетями становится убыточным.
Фактически это означает, что небольшие организации, обладающие трубами малой протяженности, но получавшие до этого прибыль, теперь будут выдворены за пределы теплоэнергетического рынка.
Перспективы
Что введение новых критериев будет означать для владельцев тепловых сетей, не соответствующих указанным критериям? На сухом языке нормативных правовых актов последствия изменений описывает Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075:
"Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя установленные организациям, не соответствующим критериям отнесения к теплосетевым организациям, не применяются такими организациями и подлежат отмене органами регулирования с 1 сентября 2022 г."
Также основанием для изменения или сохранения размера тарифа будет достижение соответствия критериям, изложенным в законе. Фактически это означает, что те предприятия, которые на 1 сентября не будут соответствовать всем вновь появившимся характеристикам, не смогут больше рассчитывать на получение прибыли вследствие невозможности установления органом регулирования тарифа на свои услуги, а значит и существовать на рынке.

С одной стороны, можно понять логику законодателя и цель внесения в Правила изменений в части установления обязательных требований к ТО, а именно выдворение с рынка услуг по передаче тепловой энергии непрофессиональных участников, имеющих во владении тепловые сети. 

В качестве примера можно привести застройщиков, построивших тепловые сети в целях подключения возводимых объектов капитального строительства к системе централизованного теплоснабжения, и не передавших данные сети во владение иных лиц (теплоснабжающих организаций, публично-правовых образований, ТО). Введение обязательных критериев для ТО должно побудить таких лиц (вследствие убыточности владения сетями без тарифа на услуги) либо совершить отчуждение трубопроводов во владение профессиональных участников рынка теплоснабжения, либо самому стать таким участником.

С другой стороны, регулятор внес некоторый пробел в правовой статус владельца сетей, не являющегося ТО.

Так, при разделении статусов ТО и иного владельца тепловых сетей перечень прав и обязанностей последнего в Правилах и иных нормативных актах в сфере теплоснабжения остается довольно неопределенным. Законом установлено, что стороной в правоотношениях с теплоснабжающей организацией является именно ТО (в части отношений по передаче тепла потребителям). 

В этой связи возникает ряд непраздных (в том числе для потребителей) вопросов: в какой мере владелец сетей обязан не препятствовать передаче тепловой энергии? Отличается ли степень его ответственности за технологические нарушения или ухудшение качества ресурса от степени ответственности ТО? Обязан ли он заключить с поставщиком тепла договор, регулирующий вопросы управления системой теплоснабжения, компенсации тепловых потерь в принадлежащих ему сетях, а также четкого установления границ эксплуатационной ответственности в части обслуживания смежных элементов системы теплоснабжения?
Ответы на данные вопросы напрямую влияют на обеспечение качества отопления и горячего водоснабжения потребителей.

Таким образом, если задаваться простым вопросом, как оценить решение законодателя – иными словами, "хорошо" это или "плохо" – едва ли удастся прийти к какому-то однозначному выводу. Так, раньше многие собственники труб, по которым идет тепловая энергия, лица, являвшиеся недостаточно надежными и проверенными контрагентами, владей они хоть дюймом тепловой сети, могли рассматривать возможность установления платы за свои услуги – подобное теперь будет исключено. 

Но, с другой стороны, в связи с новыми правилами из игры выбывают те участники гражданского оборота, которые пускай и не имеют в распоряжении большой системы труб, но так же добросовестно выполняют свои обязанности, обеспечивая людей в домах теплом, как и превосходящие их по масштабам конкуренты. 

"Ищи, кому выгодно", – сказал древнеримский юрист, эта формула применима и в нашем вопросе. Устранение небольших ТО может привести к возникновению олигополии, состоящей из наиболее тяжеловесных игроков – крупных предприятий, которые теперь смогут заполучить высвободившиеся теплосетевые активы.
При разрешении непростых вопросов взаимодействия различных участников отношений в сфере поставки тепловой энергии юристы ЦПО групп могут оказать необходимое содействие, помочь найти выход в спорах между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями, а также владельцами сетей, не имеющими такого статуса, разъяснить сущность требований законодательства к теплосетевым организациям, отстоять интересы при заключении договоров, а также предоставить консультации по иным вопросам.