Заключение договоров поставки горячей воды между управляющими организациями и РСО. Порядок расчета
Заключение договора горячего водоснабжения связано с рядом сложностей и подводных камней. Компания "ЦПО групп" оказывает квалифицированную юридическую помощь управляющим организациям, помогает им грамотно выстроить отношения с контрагентами, составить все необходимые правовые документы. В статье разбираем, каков порядок заключения договоров и расчета с ресурсоснабжающими организациями (РСО), опираясь на федеральное и региональное законодательство.
Общие сведения
"Что может быть воды полезней?
…Без воды не изготовишь пищи,
Без воды не проживешь в жилище"
Владимир Маяковский
…Без воды не изготовишь пищи,
Без воды не проживешь в жилище"
Владимир Маяковский
Управляющие организации, товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы (далее – управляющие компании) – важное звено в цепи предоставления коммунальных услуг. Пожалуй, именно на их долю выпадает самая сложная роль в процессе обеспечения населения горячей водой, поскольку именно они являются посредниками между рядовыми гражданами и поставщиками коммунальных ресурсов.
Собственники помещений в многоквартирном доме, а также лица, пользующиеся такими помещениями, заключают договор о предоставлении коммунальных услуг с управляющей компанией, по которому управляющая компания обязуется предоставлять такие услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, как это следует из положений Жилищного кодекса (статьи 110, 135, 161 и 162).
Таким образом, управляющая компания, осуществляя управление многоквартирным домом, приобретает правовой статус исполнителя коммунальных услуг.
Для того чтобы управляющая компания могла приступить к исполнению своих обязанностей по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям, ей необходимо заключить договор о приобретении коммунального ресурса с поставщиком соответствующего ресурса.
Для осуществления своей деятельности управляющей компании необходимо заключать два типа договоров: с собственниками помещений в многоквартирном доме и с РСО. В связи с этим управляющим организациям подобно Труффальдино из Бергамо подчас приходится выступать в качестве слуги двух господ – двух контрагентов по различным договорам, что может привести к сложностям и противоречиям.
Таким образом, управляющая компания, осуществляя управление многоквартирным домом, приобретает правовой статус исполнителя коммунальных услуг.
Для того чтобы управляющая компания могла приступить к исполнению своих обязанностей по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям, ей необходимо заключить договор о приобретении коммунального ресурса с поставщиком соответствующего ресурса.
Для осуществления своей деятельности управляющей компании необходимо заключать два типа договоров: с собственниками помещений в многоквартирном доме и с РСО. В связи с этим управляющим организациям подобно Труффальдино из Бергамо подчас приходится выступать в качестве слуги двух господ – двух контрагентов по различным договорам, что может привести к сложностям и противоречиям.
Тепловая энергия – как рассчитывать?
В Правилах предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) приводится формула расчета стоимости горячей воды для помещений с установленным прибором учета горячей воды в многоквартирном доме, также оборудованном общедомовым прибором учета горячей воды (в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду):
где Pi – стоимость, Viп – объем
потребленной воды (в кубометрах), Tхв – тариф на воду (в рублях за кубометр), Qiп – объем тепловой энергии, затраченной на подогрев (в Гкал), Tт/э – тариф на тепловую энергию (в рублях за Гкал).
При наличии в многоквартирном доме прибора учета, казалось бы, посчитать плату (при знании тарифов) не составляет труда. Однако основная проблема возникает при определении объема тепловой энергии (Qiп), которая в соответствии с приведенным выше Постановлением рассчитывается отдельно при помощи принятого в данном субъекте РФ норматива расхода тепловой энергии (в Гкал/куб. м.). Если мы обозначим норматив, как N, тогда
потребленной воды (в кубометрах), Tхв – тариф на воду (в рублях за кубометр), Qiп – объем тепловой энергии, затраченной на подогрев (в Гкал), Tт/э – тариф на тепловую энергию (в рублях за Гкал).
При наличии в многоквартирном доме прибора учета, казалось бы, посчитать плату (при знании тарифов) не составляет труда. Однако основная проблема возникает при определении объема тепловой энергии (Qiп), которая в соответствии с приведенным выше Постановлением рассчитывается отдельно при помощи принятого в данном субъекте РФ норматива расхода тепловой энергии (в Гкал/куб. м.). Если мы обозначим норматив, как N, тогда
Норматив – это своеобразная фикция, расчётная величина или предположение относительно того, сколько тепловой энергии затрачивается на подогрев одного кубометра воды. Но что делать, если размер норматива расходится с реальным положением дел?
Что если РСО затратило на подогрев больше тепла, чем установлено в нормативе? Один из споров по этому вопросу дошел до Верховного суда, вынесшего Определение Судебной коллегии по экономическим спорам
Верховного Суда РФ от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232, А41-27683/2016.
Что если РСО затратило на подогрев больше тепла, чем установлено в нормативе? Один из споров по этому вопросу дошел до Верховного суда, вынесшего Определение Судебной коллегии по экономическим спорам
Верховного Суда РФ от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232, А41-27683/2016.
Сущность спора сводится к следующему: между РСО и управляющей компанией был заключен договор поставки горячей воды. В многоквартирном доме, который обслуживала управляющая организация, установлен общедомовой счетчик, который вычисляет не только объем поступившей жидкости, но и количество содержащейся в ней тепловой энергии. Стороны договора определили объем этой энергии по-разному:
1. Управляющая организация
"Если во всем руководствоваться законом, страна будет наслаждаться порядком", — писал мыслитель Шан Ян, так же посчитали и в управляющей компании и решили строго следовать правилам Постановления N 354, вычислив тепловую энергию не по показаниям счетчика, а по нормативу.
2. Ресурсоснабжающая организация
РСО (поставщик) действовала интуитивно и, на первый взгляд, разумно: выяснила объем тепловой энергии по показаниям счетчика, и получила общую стоимость ресурса.
Размеры платы у РСО и управляющей компании расходились, причем, поскольку норматив тепловой энергии, принятый в регионе, оказался меньше фактического расхода тепловой энергии на подогрев воды, управляющей организации было выгодно настаивать на верности своего метода расчета.
1. Управляющая организация
"Если во всем руководствоваться законом, страна будет наслаждаться порядком", — писал мыслитель Шан Ян, так же посчитали и в управляющей компании и решили строго следовать правилам Постановления N 354, вычислив тепловую энергию не по показаниям счетчика, а по нормативу.
2. Ресурсоснабжающая организация
РСО (поставщик) действовала интуитивно и, на первый взгляд, разумно: выяснила объем тепловой энергии по показаниям счетчика, и получила общую стоимость ресурса.
Размеры платы у РСО и управляющей компании расходились, причем, поскольку норматив тепловой энергии, принятый в регионе, оказался меньше фактического расхода тепловой энергии на подогрев воды, управляющей организации было выгодно настаивать на верности своего метода расчета.
Насколько справедлива такая позиция по отношению к ресурсоснабжающим организациям? Вопрос остается открытым, у подобного способа расчета есть свои преимущества и недостатки. С одной стороны, РСО может потратить больше энергии, чем предусматривает норматив, и в таком случае, если норматив составляет условно 0,05 Гкал/куб. м., а фактически на подогрев было потрачено 0,06 Гкал/куб.м., расчет все равно будет производиться по нормативу, и разницу в 0,01Гкал/куб. м. РСО никто не оплатит, организация будет работать себе в убыток.
С другой стороны, установление норматива означает определенность и позволяет потребителю лучше прогнозировать конечную цену горячей воды, в выгодном положении оказываются также управляющие организации.
С другой стороны, установление норматива означает определенность и позволяет потребителю лучше прогнозировать конечную цену горячей воды, в выгодном положении оказываются также управляющие организации.
Кубометры в гигакалории – специфика поставки горячей воды в Санкт-Петербурге
Еще одной проблемой, связанной с расчетами за горячую воду между управляющими компаниями и РСО, является специфика регионального регулирования. В большинстве субъектов РФ установлены двухкомпонентные тарифы для оплаты – РСО, чтобы поставить управляющим компаниям горячую воду, нагревают холодную, расходуя сразу два ресурса:
1. Холодная вода
2. Тепловая энергия
Исходя из этой логики и была выведена формула расчета стоимости, приведенная в начале предыдущей главы. Предполагается, что потребитель будет отдельно платить за воду и отдельно за энергию, покрывая, таким образом, расходы тепловой организации. Однако в Санкт-Петербурге для расчета платы в отношении населения для всех РСО установлен однокомпонентный тариф (единицей измерения выступает 1 Гкал). При этом, исходя из норм жилищного законодательства федерального уровня, конечные потребители (физлица) при отсутствии двухкомпонентного тарифа платят только за кубометры потребленной горячей воды, и формула расчета стоимости для них выглядит следующим образом:
1. Холодная вода
2. Тепловая энергия
Исходя из этой логики и была выведена формула расчета стоимости, приведенная в начале предыдущей главы. Предполагается, что потребитель будет отдельно платить за воду и отдельно за энергию, покрывая, таким образом, расходы тепловой организации. Однако в Санкт-Петербурге для расчета платы в отношении населения для всех РСО установлен однокомпонентный тариф (единицей измерения выступает 1 Гкал). При этом, исходя из норм жилищного законодательства федерального уровня, конечные потребители (физлица) при отсутствии двухкомпонентного тарифа платят только за кубометры потребленной горячей воды, и формула расчета стоимости для них выглядит следующим образом:
В связи с этим управляющая компания оказывается в противоречивом положении. С одной стороны, у нее заключен договор в отношении многоквартирного дома, жильцы которого платят за кубометры. С другой стороны, у нее также заключен договор с РСО, которые требуют плату за Гкал. В силу такой двойственности управляющие компании вынуждены получать от граждан плату в ином размере, чем им придется заплатить тепловой организации исходя из данных общедомового счетчика.
В Петербурге, конечно, используется норматив перевода кубометров в Гкал: 1 куб. м. = 0,06 Гкал. Этот норматив призван привести два различных договора к единому знаменателю. Но, поскольку сам по себе норматив является не строго объективной, а расчетной величиной, то есть, имеющей определенную
степень условности, фактическое количество тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, согласно показаниям общедомового счетчика может (и практически всегда будет) отличаться от количества Гкал, полученного при переводе из объема потребленной по дому воды (в куб. м). В связи с чем, цены по двум договорам могут существенно отличаться. Что по этому поводу говорит суд?
Судебная практика по данной проблеме выработала единый подход, отраженный, в том числе, в Решении АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-112937/2020 от 14 июля 2021 года: расчеты по всем договорам производятся в тех единицах, которыми пользуется конечный потребитель – жилец
многоквартирного дома – то есть в кубометрах. Это означает, что управляющая компания платит РСО ровно столько, сколько получает от граждан, в связи с чем, управляющие организации вновь оказываются в выигрышном положении. В связи с такой позицией суда управляющая компания, что выступает в качестве ответчика в деле, приведенном выше, смогла сэкономить более 3 млн рублей.
В Петербурге, конечно, используется норматив перевода кубометров в Гкал: 1 куб. м. = 0,06 Гкал. Этот норматив призван привести два различных договора к единому знаменателю. Но, поскольку сам по себе норматив является не строго объективной, а расчетной величиной, то есть, имеющей определенную
степень условности, фактическое количество тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, согласно показаниям общедомового счетчика может (и практически всегда будет) отличаться от количества Гкал, полученного при переводе из объема потребленной по дому воды (в куб. м). В связи с чем, цены по двум договорам могут существенно отличаться. Что по этому поводу говорит суд?
Судебная практика по данной проблеме выработала единый подход, отраженный, в том числе, в Решении АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-112937/2020 от 14 июля 2021 года: расчеты по всем договорам производятся в тех единицах, которыми пользуется конечный потребитель – жилец
многоквартирного дома – то есть в кубометрах. Это означает, что управляющая компания платит РСО ровно столько, сколько получает от граждан, в связи с чем, управляющие организации вновь оказываются в выигрышном положении. В связи с такой позицией суда управляющая компания, что выступает в качестве ответчика в деле, приведенном выше, смогла сэкономить более 3 млн рублей.
Заключение
Благодаря сформировавшейся судебной практике многие разногласия между "тепловиками" и управляющими компаниями разрешены в пользу последних. Однако оказание коммунальных услуг все равно требует профессионального сопровождения, в связи с чем, при заключении договоров с РСО мы рекомендуем Вам обращаться к юристам, чтобы обеспечить надежность и стабильность Вашего бизнеса.
Получить консультацию
Спасибо! Ваше сообщение получено