Физическим лицам разрешили регистрировать товарные знаки. Что это значит для бизнеса?

Вступил в силу закон, который позволяет регистрировать товарный знак физическим лицам без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого
                                                                                             Изображение от storyset на Freepik
Согласно статье 1478 Гражданского кодекса РФ, действовавшей до 28.06.2023, обладателем исключительного права на товарный знак могли быть юридические лица или индивидуальные предприниматели.

28.06.2022 был опубликован Федеральный закон от 28.06.2022 № 193-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации", разрешающий регистрировать товарные знаки физическим лицам (при этом не только самозанятым) и иным организациям.

Закон вносит ряд существенных изменений в четвертую часть Гражданского кодекса РФ, теперь зарегистрировать товарный знак можно на физическое лицо. Поправки вступили в силу 29.06.2023.

Подробнее об изменениях

Об особенностях закона мы ранее рассказывали в обзорной статье.

Так, из Гражданского кодекса РФ полностью исключена статья 1478, которая определяла закрытый перечень правообладателей товарного знака: юридических лиц или ИП. Исключение этой нормы из кодекса расширяет перечень заявителей и правообладателей товарного знака до физических лиц, включая самозанятых, и иных юридических, некоммерческих лиц и объединений.

Принятый закон снимает действующие ограничения для правообладателей товарного знака и приравнивает товарные знаки к другим объектам интеллектуальной собственности.

Зачем товарный знак нужен физическому лицу?

Ранее собственник бизнеса (физическое лицо), который являлся и автором лого или бренда, не имел возможности его зарегистрировать на свое имя. Поэтому было очень много ситуаций, когда собственник компании, несмотря на то, что он придумал логотип, бренд, вложил много сил и средств в развитие компании, при выходе из компании не мог оформить на себя разработанные им товарные знаки.

Приходилось искать обходные пути. Чаще всего этот вопрос решался, например, открытием ИП, на которое передавался или регистрировался товарный знак. Компания же пользовалась товарным знаком по лицензии. Однако статус ИП накладывает обязанность платить налоги и сборы независимо от ведения предпринимательской деятельности, вести и сдавать отчетность. В итоге собственник – автор лого или бренда, становился заложником обстоятельств и выбирал: либо регистрировать товарный знак на компанию, либо искать альтернативные варианты.

Почему изменения выгодны самозанятым?

Самозанятые – это отдельная категория предпринимателей. В малом предпринимательстве большую роль играют средства индивидуализации, имя, личный бренд. На ранней стадии, когда вы производите или продаете небольшие товарные партии, оказываете частные услуги, регистрация в качестве ИП невыгодна с точки зрения налогообложения. При этом свой бренд нужно защищать. Часто такие предприниматели отдавали предпочтение налоговому режиму в ущерб исключительным правам.

Раньше физические лица, планирующие начать свое дело, были ограничены в возможности защиты права на имя или лого, как товарного знака. Теперь эта  проблема решена, и защита личного бренда стала доступна без открытия ИП.

О значении изменений

Регистрация товарного знака на физическое лицо — благо для развития предпринимательства в России. Теперь самозанятый тоже может стать правообладателем товарного знака.

Изменения также позволят решить вопросы, связанные с наследованием, передачей прав при ликвидации компаний и залогом. Право физического лица на товарный знак позволит упростить ранее существовавшие договорные конструкции.

Так, можно включить товарный знак в состав наследства наравне с другими объектами интеллектуальной собственности, при этом не будет необходимости открывать ИП. Собственник бизнеса может быть правообладателем товарного знак без открытия ИП и в случае выхода из состава общества может использовать товарный знак для дополнительного дохода по лицензии. А в случае закрытия компании уменьшается риск прекращения товарного знака в связи с закрытием общества (подпункт 4 п. 1 ст. 1514 ГК РФ).

 Считаем, что право регистрации товарного знака на физическое лицо — это позитивный шаг в развитии законодательства в сфере интеллектуальной собственности, который будет способствовать улучшению экономического и делового климата в России.
Рекомендуем всем собственникам бизнеса и самозанятым оценить новые возможности и просчитать преимущества регистрации товарного знака.

Юристы ЦПО групп готовы ответить на любые вопросы о регистрации товарного знака физическими лицами и оказать правовую поддержку на любом этапе его создания и использования.
Патентный поверенный, руководитель отдела интеллектуальной собственности

+7 (495) 150-50-45 (доб. 457)
E-mail: cpo34@pravorf.ru

Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group: