Новости в сфере энергетики: обзор от наших юристов
Расскажем в обзоре о последних событиях, инициативах и интересных судебных спорах в сфере энергетики
1
Изменения в тарифном регулировании
В октябре 2023 проходила Всероссийская тарифная конференция. На данной конференции глава ФАС сообщил, что служба продолжает совершенствовать тарифное регулирование в различных отраслях экономики. Обсудили и ряд вопросов из сферы электро- и теплоэнергетики:
Руководитель ФАС сообщил, что тарифы в секторе ЖКХ и электроэнергетике будут устанавливать ежегодно до 1 декабря
В августе 2023 года Правительство РФ утвердило регуляторные соглашения в сфере электроэнергетики, предусматривающие единую формулу индексации тарифов на все время действия соглашения. Ожидается, что благодаря такому подходу величина тарифов будет предсказуема для всех участников процесса.
Руководитель ФАС напомнил, что в целях защиты интересов потребителей служба проводит проверки тарифов, установленных региональными тарифными регуляторами. Нарушителям выдаются предписания. Отмечено, что в текущем году выявлено 19,5 млрд экономически необоснованных расходов и 10,8 млрд из них уже исключено.
Также служба сообщила, что полномочиями по проверкам тарифов наделяются территориальные органов ФАС России, ранее этим занимался только центральный аппарат ФАС.
Рассматривалось предложение ограничить предельную величину по крупнейшей в регионе территориальной сетевой организации. Ожидается, что такое ограничение позволит в том числе оптимизировать расходы менее эффективных организаций.
Планируется синхронизировать процессы утверждения инвестпрограмм, отраслевых схем энергоснабжения и установить индексы платы граждан за коммунальные услуги. ФАС России сообщает, что такие меры призваны привлечь инвестиции в инфраструктуру ЖКХ.
Срок корректировки ежегодной инвестиционной программы планируется перенести на более ранний срок - до 20 июня. Если корректировка не выполнена - с 1 июля изменятся тарифы.
Также глава ФАС отметил, что служба готова рассматривать предложения для дальнейшего совершенствования тарифного регулирования.
- срок установления тарифов
Руководитель ФАС сообщил, что тарифы в секторе ЖКХ и электроэнергетике будут устанавливать ежегодно до 1 декабря
- единая формула индексации
В августе 2023 года Правительство РФ утвердило регуляторные соглашения в сфере электроэнергетики, предусматривающие единую формулу индексации тарифов на все время действия соглашения. Ожидается, что благодаря такому подходу величина тарифов будет предсказуема для всех участников процесса.
- проверки тарифов
Руководитель ФАС напомнил, что в целях защиты интересов потребителей служба проводит проверки тарифов, установленных региональными тарифными регуляторами. Нарушителям выдаются предписания. Отмечено, что в текущем году выявлено 19,5 млрд экономически необоснованных расходов и 10,8 млрд из них уже исключено.
Также служба сообщила, что полномочиями по проверкам тарифов наделяются территориальные органов ФАС России, ранее этим занимался только центральный аппарат ФАС.
- предельная величина удельных затрат на обслуживание единицы электросетевого оборудования
Рассматривалось предложение ограничить предельную величину по крупнейшей в регионе территориальной сетевой организации. Ожидается, что такое ограничение позволит в том числе оптимизировать расходы менее эффективных организаций.
- привлечение инвестиций в сфере ЖКХ: поправки в законодательство
Планируется синхронизировать процессы утверждения инвестпрограмм, отраслевых схем энергоснабжения и установить индексы платы граждан за коммунальные услуги. ФАС России сообщает, что такие меры призваны привлечь инвестиции в инфраструктуру ЖКХ.
- корректировка инвестиционной программы
Срок корректировки ежегодной инвестиционной программы планируется перенести на более ранний срок - до 20 июня. Если корректировка не выполнена - с 1 июля изменятся тарифы.
Также глава ФАС отметил, что служба готова рассматривать предложения для дальнейшего совершенствования тарифного регулирования.
2
Россети предложили принцип take-or-pay при подключении новых потребителей к сетям
Глава «Россетей» обратился к Президенту РФ с предложением перевести новых крупных клиентов на оплату услуги по передаче электроэнергии по максимальной мощности, заявленной при подключении к сети, а не по факту потребления. Такая система, по мнению автора инициативы, сдержит рост тарифов и позволит решить проблему с простаиванием мощностей.
В обоснование своей позиции «Россети» акцентируют внимание на новых крупных потребителях электроэнергии (не менее 670 кВт), которые используют лишь 20-30% от присоединенной мощности и платят только за фактически потребленный объем.
В обоснование своей позиции «Россети» акцентируют внимание на новых крупных потребителях электроэнергии (не менее 670 кВт), которые используют лишь 20-30% от присоединенной мощности и платят только за фактически потребленный объем.
Бизнес-сообщество такое предложение не поддержало. Если изменения утвердят, придется платить за неоказанные услуги, что в сегодняшних экономических условиях существенно ухудшает положение бизнеса. По мнению предпринимателей, оплата электроэнергии по максимальной заявленной мощности противоречит самой идее единой энергосистемы и не позволит получить необходимую мощность по обоснованной цене.
Мы следим за ситуацией и о ее развитии расскажем на нашем сайте.
3
Верховный Суд РФ поставит точку в деле о демонтаже автомойки, построенной в охранной зоне ЛЭП
ПАО «Россети Московский Регион» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Новоконт», в котором просит суд обязать компанию за свой счет демонтировать автомойку АМК 5В на земельном участке в охранной зоне ЛЭП.
Арбитражный суд Московской области, Десятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа согласились с исковыми требованиями. Суды отметили, что ответчик не мог не знать о нахождении линии ЛЭП на земельном участке, переместить автомойку можно без нанесения несоразмерного ущерба ее назначению, размещение спорного автомоечного комплекса ООО не согласовало с «Россетями». Суды пришли к выводу, что автомойка расположена в охранной зоне электросетей неправомерно и должна быть демонтирована.
Арбитражный суд Московской области, Десятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа согласились с исковыми требованиями. Суды отметили, что ответчик не мог не знать о нахождении линии ЛЭП на земельном участке, переместить автомойку можно без нанесения несоразмерного ущерба ее назначению, размещение спорного автомоечного комплекса ООО не согласовало с «Россетями». Суды пришли к выводу, что автомойка расположена в охранной зоне электросетей неправомерно и должна быть демонтирована.
Компания с таким решением не согласилась и обратилась в Верховный Суд РФ (далее –ВС РФ). По мнению ООО, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие позицию «Россетей». Общество подавало ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы, но суды немотивированно его отклонили. Кроме того, ООО указало, что суды не дали оценки существенным обстоятельствам: наличию или отсутствию реальных препятствий для проведения плановых и аварийно-спасательных работ, наличию фактической угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с нахождением автомойки в 25-метровой защитной зоне.
ВС РФ посчитал доводы компании заслуживающими внимания и передал дело на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ. Рассмотрение в коллегии запланировано на 14.11.2023.
4
Можно ли заменить штраф на предупреждение, если компанию уже привлекали в рамках ст. 9.21 КоАП РФ? Разъяснения ВС РФ
ФАС Калининградской области оштрафовала ООО «Энергосеть» на 100 000 рублей за нарушение правил недискриминационного доступа или порядка подключения к энергосетям.
Компания решила обжаловать штраф в судебном порядке. Арбитражный суд Калининградской области поддержал ООО, отменил решение ФАС о назначении штрафа и решил заменить его на предупреждение. Однако Тринадцатый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Северо-Западного округа посчитали, что оснований для замены штрафа предупреждением нет, поскольку ООО ранее привлекали к ответственности за аналогичное нарушение.
Компания обратилась для оспаривания судебных решений в ВС РФ, который разъяснил, что в рассматриваемой ситуации штраф можно заменить на предупреждение.
Компания решила обжаловать штраф в судебном порядке. Арбитражный суд Калининградской области поддержал ООО, отменил решение ФАС о назначении штрафа и решил заменить его на предупреждение. Однако Тринадцатый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Северо-Западного округа посчитали, что оснований для замены штрафа предупреждением нет, поскольку ООО ранее привлекали к ответственности за аналогичное нарушение.
Компания обратилась для оспаривания судебных решений в ВС РФ, который разъяснил, что в рассматриваемой ситуации штраф можно заменить на предупреждение.
ВС РФ напомнил, что такая замена возможна лишь при определенных условиях. В том числе - совершение правонарушения впервые. Действительно, ООО ранее привлекали к ответственности за аналогичное нарушение, однако срок, в течение которого оно считалось подвергнутым административному наказанию, на момент совершения вменяемого деяния уже истек. Следовательно, ссылаться на повторное совершение компанией нарушения как на основание для назначения штрафа вместо предупреждения уже нельзя.
5
Совет Федерации одобрил изменения в ФЗ «Об электроэнергетике»
13 октября 2022 года на рассмотрение в Госдуму РФ был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Более чем через год, 25.10.2023, закон был одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
Законодатель ожидает, что с принятием закона произойдут следующие изменения в энергетической отрасли:
Законодатель ожидает, что с принятием закона произойдут следующие изменения в энергетической отрасли:
будет создана правовая основа для функционирования агрегаторов на оптовом рынке электроэнергии и мощности;
будет обеспечено применение агрегации спроса и предложения в электроэнергетике;
решится проблема ненадлежащего исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями;
будут урегулированы вопросы финансового состояния и финансовой дисциплины.
В настоящее время не проводится мониторинг показателей финансовой дисциплины, отражающий исполнение обязательств по оплате услуг по передаче электроэнергии гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, что не позволяет оперативно воздействовать на нарушителей платежной дисциплины по оплате услуг по передаче электроэнергии. Изменения направлены в том числе и на решение этой проблемы.
Ожидается, что поправки вступят в силу с 01.01.2024 года.
Мы же отметим, что с принятием изменений поменяется модель оптового рынка электроэнергии. Полагаем, что в связи с этим и на розничном рынке произойдут изменения.
Ожидается, что поправки вступят в силу с 01.01.2024 года.
Мы же отметим, что с принятием изменений поменяется модель оптового рынка электроэнергии. Полагаем, что в связи с этим и на розничном рынке произойдут изменения.
Черменин Евгений Павлович
Читайте в разделе Энергетика
Получить консультацию
Спасибо! Ваше сообщение получено