Юридические риски при реализации игр на платформах

В статье рассказываем о рисках, с которыми может столкнуться правообладатель игры на этапе ее реализации, а также даем практические рекомендации по минимизации этих рисков
Ранее на платформе Хабр мы рассказывали, почему индустрии разработки игр не обойтись без юристов. В данной статье мы поговорим о юридическом аспекте последнего этапа – выхода игры в свет.

Пройдя все этапы разработки, игра должна не только правильно функционировать, но и быть привлекательна для конечных пользователей, поэтому создать игру – только половина дела. Игру необходимо успешно реализовать, и способ ее реализации во многом должен закладываться еще на начальном этапе разработки.
1
Разные платформы - разные требования
По типу интеграции игры делятся на несколько основных категорий: для персональных компьютеров, для консолей, для мобильных приложений, VR-игры и браузерные игры.

В зависимости от того, где игра будет выпускаться и как поддерживаться, избираются пути для ее реализации на конкретной платформе. На этом этапе появляются определенные юридические сложности, связанные с требованиями, ограничениями и запретами паблишеров. Приведем конкретные примеры.
2
Игры для ПК
Когда разработчик создает игру для компьютеров, вряд ли он планирует самостоятельно выпускать ее. Вероятнее всего, разработчик свяжется с компаниями, которые разместят его игру на платформе и займутся ее продвижением. Если говорить об играх для ПК, наиболее популярными для их распространения являются онлайн-сервисы, подобные Steam.

Как разместить игру в Steam? Опустим технические моменты и обратим внимание на юридические условия размещения игры на платформе. Steam запрещает распространять:

  • игры, нарушающие законодательство государств, на территориях которых они будут распространяться;
  • контент для взрослых, не помеченный как таковой;
  • контент, нарушающий авторские права.

Кроме того, публикуемый контент должен отвечать правилам поведения и политике конфиденциальности Steam.

Таким образом, перед размещением игры на сервисе разработчику, как минимум, нужно быть уверенным в том, что его игра не нарушает иностранное законодательство, авторские права третьих лиц, также соответствует требованиям всех правил и политик платформы.
Перед публикацией игры в Steam необходимо изучить внутренние документы платформы, провести серьезный юридический анализ элементов игры и проверить ее на наличие рисков. Если риски выявлены, их необходимо своевременно устранить.
3
Мобильные приложения
Рассмотрим требования для публикации приложений от наиболее популярных сегодня платформ - App Store и Google Play.

Первая платформа отличается наиболее строгими правилами и отклоняет миллионы приложений, не отвечающих ее требованиям.

Так отказ в публикации можно получить, если приложение содержит защищенный авторскими правами контент. Не допускается публикация контента, связанного с незаконными действиями, насилием, если эти материалы могут подвергнуть опасности пользователей.

Строгие требования предъявляются к конфиденциальности данных пользователей. Например, приложения, которые собирают и используют данные пользователей для медицинских исследований, не должны передавать эти данные третьим лицам под риском наложения на правообладателей больших санкций.

Установлены серьезные требования к безопасности детей, которые могут воспользоваться приложениями. Аудитория App Store – это дети возрастом 4+ лет. Приложение в обязательном порядке должно соответствовать закону о защите конфиденциальности детей в интернете (COPPA).
Отметим, что App Store и Google Play довольно жестко реагирует на нарушения своих правил. Если приложение нарушает их политику, правообладателю дают сначала предупреждение, а затем и вовсе блокируют на платформе.
4
VR-реальность
Сегодня VR-рынок относительно свободен, он только набирает популярность и в нем можно занять нишу при не очень большой конкуренции.

Вместе с тем при реализации таких проектов возникает множество вопросов: где покупать VR-игры, оборудование? Нужно ли созданную игру сразу встраивать в оборудование? Как реализовать VR-игру?

Существуют площадки, продающие VR-игры, например: Oculus, SideQuest. Правилам и политикам этих ресурсов тоже нужно соответствовать, поэтому важно заранее понимать, через какого паблишера будет выпускаться VR-игра.
5
Браузерные игры
В браузерных играх очень важно создать красивую, атмосферную картинку. Веб-дизайнеры прекрасно справляются с этой задачей, но не всегда знают и учитывают требования платформ, которые будут выпускать игру.

Нередки случаи, когда веб-дизайнер сделал все согласно техническому заданию заказчика, но созданный им продукт не уложился в правила пользовательского соглашения платформы. Например, не прошел требования по оформлению, с которыми веб-дизайнер заранее не ознакомился. В результате игру не удается запустить, несмотря на качественно проделанную работу.
6
Как минимизировать риски?
Еще на начальном этапе разработки стоит задуматься о том, где игра будет размещена и подойдет ли она под правила платформ, на которых планируется размещение.

Отметим, что для устранения рисков разработчику нужно изучить и проанализировать большой объем юридической информации: правил, соглашений, ограничений, установленных не только платформой, но и национальным, а также зарубежным законодательством.
При этом важно учитывать, что правила и требования постоянно дорабатываются и меняются. Разработчикам крайне важно быть в курсе событий, чтобы своевременно к ним адаптироваться. 

Специалисты ЦПО групп готовы оказать содействие в этом вопросе, выявить и устранить правовые риски при создании и реализации игры, сопроводить все этапы ее разработки, чтобы публикация и дальнейшая реализация игры прошла успешно.
Резникова Дарья Алексеевна
Специалист направления "IT и персональные данные"

+7 (812) 603-45-25 (доб. 555)
E-mail: cpo36@pravorf.ru
Составление документов для разработчиков софта и видеоигр
Услуги для создателей программного обеспечения и базы данных, а также всех участников GameDev индустрии
IT и электронная коммерция
Пакет услуг для компаний-производителей цифровых продуктов
Читайте в разделе IT и электронная коммерция