Интересно ли бизнесу включение объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр (ТРОИС)?

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности– один из механизмов, обеспечивающих защиту исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Включение в него бесплатное для бизнеса
Тимошина Светлана Сергеевна
29.09.2020
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.09.2013 № 809, осуществлять функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) является одним из инструментов защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РФ.

За последние 15 лет значение данного механизма защиты прав на ОИС возросло значительно. Общая динамика, основанная на материалах ежегодных сборников ФТС России за период 2016-2019 гг., представлена на графике ниже:

Таможенные органы обладают полномочиями по приостановлению выпуска тех товаров, которые в реестр не включены, при условии, что у таможенного органа имеется информация о правообладателе на территории РФ. В этой связи, правообладателям необходимо решить вопрос о целесообразности включения объекта в ТРОИС ФТС России.

Интересно ли бизнесу включение объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр (ТРОИС)?

1. Возможность оперативного привлечения нарушителя исключительных прав к ответственности
При выявлении таможенным органом правонарушения в отношении объекта, включенного в ТРОИС, таможенный орган правомочен возбуждать дела об административных правонарушениях, что позволит, в свою очередь, привлечь нарушителя к ответственности
К примеру, по данным Ежегодного сборника ФТС России за 2019 год таможенными органами было возбуждено 1 011 дел об АП в сфере защиты прав интеллектуальной собственности (в 2018 году – 1 255 дел). Из них 971 дело об АП – по статье 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака) и 40 дел об АП – по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав).
2. Возможность отслеживания нелегальной поставки
Согласно положениям п.5 ст. 124 ТК ЕАЭС таможенный орган информирует правообладателя о факте приостановления срока выпуска товара по признакам, указывающий на наличие нарушения исключительных прав правообладателя, а также предоставляет в адрес правообладателя информацию о декларанте: наименование (фамилию, имя, отчество (при наличии)) и место нахождения (адрес).
Полученная от таможенного органа информация позволяет правообладателям анализировать, из каких стран осуществляются поставки контрафактного товара, а также знать, объемы ввоза контрафактных товаров и конкретных субъектов, осуществляющих такой ввоз.
3. Снижение объемов перемещения продукции контрафактным путем
Ранее описанные преимущества позволяют пресекать распространение контрафактной продукции по территории РФ ещё на этапе ввоза такой продукции. Ввоз контрафактной продукции становится нецелесообразным и экономически невыгодным, сопряженным с высоким риском выявления нарушения и назначения наказания.
Вследствие отсутствия выгод ввоза контрафактной продукции включение в ТРОИС может способствовать оформлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности законным путем посредством заключения с правообладателем лицензионных договоров.
4. Снижение объемов продукции, поставляемой посредством организации незаконного «параллельного импорта»
Феномен «параллельного импорта» не является синонимом контрафактной продукции. По факту, возимая таким образом продукция является оригинальной, однако её импорт осуществляет импортерами, не являющимися частью законной системы распространения, т.е. без согласия правообладателя.
В связи с этим «параллельный импорт» также называют «серым» импортом.

5. Снижение объемов упускаемой прибыли

Контрафактная продукция, как правило, дешевле, чем оригинальный продукт вследствие меньших финансовых и иных затрат, сопряженных с производством и распространением такой продукции. Следовательно, дешевизна товаров при визуально близком до степени смешения внешнем виде с оригиналом, становится преимуществом при выборе покупателем товара из двух альтернатив.
Следовательно, контрафактная продукция негативно сказывается на объемах прибыли, получаемой законным собственником результата интеллектуальной деятельности (или приравненного к нему средства индивидуализации). Также ввоз контрафактной продукции исключает возможность получения правообладателем законного возмещения от использования его результата интеллектуальной деятельности (к примеру, роялти), что также снижает объем доходов правообладателя.
6. Недопущение ввоза товаров, которые могут навредить репутации правообладателя
Контрафактные товары могут быть схожи с оригинальной продукцией до степени смешения. Вместе с тем, незаконные реплики оригинальных товаров, как правило, имеют очень низкое качество. Некачественная продукция может иметь опасный характер для потребителей. Вместе с тем, низкое качество контрафактной продукции может негативно повлиять на общее восприятие бренда покупателем, что снижает привлекательность оригинальной продукции и делает её менее конкурентоспособной.
7. Увеличенный срок приостановления срока выпуска товаров
В случае выявления таможенным органом нарушения исключительных прав правообладателя на объект, включенный в ТРОИС, таможенный орган приостанавливает выпуск на 10 рабочих дней с возможностью продления данного срока по заявлению правообладателя ещё до 10 рабочих дней. В случае отсутствия объекта в ТРОИС приостановление возможно не более чем на 7 рабочих дней, а дальнейшее продление срока приостановления требует подачи заявления на включение объекта в ТРОИС.

8. Бесплатность процедуры

Предоставление правообладателям государственной услуги, оказываемой ФТС России, по включению объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России осуществляется на безвозмездной основе и не требует от правообладателя никаких финансовых затрат
Кому будет наиболее целесообразно включать ОИС в ТРОИС ФТС России?
Мы полагаем, что включение в ТРОИС ФТС России целесообразно для:
  • крупных отечественных производителей продукции, маркируемой средствами индивидуализации, осуществляющих объемные поставки продукции за рубеж; 
  • крупных зарубежных производителей и их представительств на территории России, осуществляющих поставки товаров, маркируемых средствами индивидуализации, на рынок Российской Федерации
Мы считаем, что данная процедура скорее будет более привлекательна и интересна уже для состоявшегося крупного бизнеса.
Несмотря на отсутствие затрат правообладателя на государственную пошлину сама процедура включения объекта в ТРОИС требует подготовки. Мы готовы содействовать Вам в защите Ваших исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности как путем комплексного юридического сопровождения процедуры включения ОИС в Реестр, так и посредством консультирования по отдельным аспектам, в т.ч. в сфере мер, обеспечивающих защиту прав на ОИС таможенными органами.
Тимошина Светлана Сергеевна
Cпециалист таможенного дела
spb@pravorf.ru