Базисные условия поставки ИНКОТЕРМС-2020: значение,применение, особенности базисов поставки

Инкотермс – международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли – актуализируются и совершенствуются специалистами Международной торговой палаты каждые десять лет в целях обеспечения соответствия базисов поставки современной практике реализации внешнеэкономической деятельности и логистических процессов

Тимошина Светлана Сергеевна
10.09.2020

Что важно знать об Инкотермс?

  • С 01.01.2020 г. в год столетия Международной торговой палаты (International Chamberof Commerce, ICC), начала применяться новая, восьмая редакция Инкотермс-2020;
  • Вступление в силу новой редакции не исключает возможности применения более ранних редакций Правил: Инкотермс-2010 и Инкотермс-2000;
  • Структурно Инкотермс-2020, как и предыдущая версия, содержит 11 базисов поставки, которые подразделяются на 2 группы в зависимости от вида транспорта: 4 базиса поставки могут быть применены только к морскому или внутреннему водному транспорта, 7 оставшихся правил применяются вне зависимости от вида транспорта, а также при перевозке более чем одним видом транспорта;
  • Инкотермс в Российской Федерации не имеют силу закона, а выступают в качестве правового обычая, однако необходимо помнить, что в ряде стран (Ирак, Испания, Украина) они имеют законодательную обязательность применения, что необходимо учитывать при заключении международных договоров с контрагентами из этих государств;
  • В Российской Федерации положения Инкотермс носят юридически обязательный характер только тогда, когда на соответствующий базис есть ссылка в договоре. Вместе с тем, если отдельные положения контракта будут противоречить базису поставки по Инкотермс, то применяются положения, установленные контрактом. Считается, что стороны согласовали изъятие из Инкотермс;
  • Установление базиса поставки недостаточно для определения обязательств сторон, стороны должны установить поименованное место поставки (конкретный географический пункт или порт);
  • Применение Инкотермс допустимо не только для международных поставок, но и для внутренней торговли.

Инкотермс: краткая характеристика базисов поставки

Базисы поставки Инкотермс являются ключевыми для распределения обязательств сторон, связанных с транспортировкой, страхованием и таможенным оформлением товаров как в части их организации, так и в части оплаты данных расходов в процессе исполнения международного контракта, а также позволяют определить, когда переходят риски с продавца на покупателя, когда обязательства поставщика считаются выполненными. Базис поставки определяется в контракте (договоре), отражается в декларации на товары, счете-фактуре. Учитывая ключевое значение определённых сторонами условий поставки по Инкотермс, специалисты ICC подготовили графические материалы, позволяющие наглядно определить особенности каждого базиса поставки. Материалы доступы на официальном сайте ICC по следующей ссылке: https://iccwbo.org/publication/incoterms-2020-practical-free-wallchart/ 

Соотношение Инкотермс и иной документации по сделке

Инкотермс не может заменить внешнеторговый контракт, т.к. устанавливает не полный объем договорных обязательств и иных условий реализации сделки.


В частности, Инкотермс не устанавливаются следующие аспекты внешнеторговой сделки:

  • переход права собственности на товар;
  • права интеллектуальной собственности;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • время, место, способ и валюту платежа;
  • последствия нарушения договора и применимые санкции.


Соответственно, вышеупомянутые условия сделки должны находить свое отражение во внешнеторговом контракте или его приложениях. Более того, необходимо также учитывать положения национального законодательства, имеющие обязательственный характер (mandatory local law), которые носят превалирующий характер как над Инкотермс, так и над условиями договора, установленными сторонами.

Инкотермс-2020: ключевые изменения

Несмотря на ожидаемые значительные изменения в новую редакцию (предлагалось исключить условия EXW, FAS; ожидалось введение нового термина CNI (Cost and Insurance); предполагалось разделение термина FCA на два отдельных базиса) итоговая редакция Инкотермс-2020 не содержит кардинальных изменений в части убавления или добавления терминов, но вместе с тем, вносит ряд значимых изменений в уже существующие условия поставки. Кратко суть этих изменений представлена далее:


  • Вследствие схожести двух терминов: DAT (Delivered at Terminal) и DAP (Delivered at place) и возникновения путаницы, разработчик (ICC) изменил название термина DAT на DPU (Delivered Named Place Unloaded), чем также расширил возможность выбора места поставки, исключив ограничение терминалом;
  • В базис поставки FCA было введено положение, позволяющее покупателю по согласованию в договоре давать указание перевозчику выписать бортовой коносамент для продавца после погрузки товара на борт в том случае, если коносамент нужен для оформления инкассо или документарного аккредитива;
  • Введены различия по страховым оговоркам условий CIP (Carriage and insurance paid to) и CIF (Cost Insurance And Freight), согласно которым в случае применения базиса CIF Поставщик обязан осуществить страхование груза по минимальному покрытию, предусмотренному пунктом «С» Институтских условий страхования грузов (Institute Cargo Clause) (LMA/ IUA), ограничивающему число рисков (к примеру, пожар или взрыв, потопление судна). В случае выбора базиса поставки CIP (Carriage and insurance paid to) Поставщик также должен обеспечить страхование, но применяя пункт «А» Институтских условий страхования грузов (Institute Cargo Clause), которые распространяются на все риски (за рядом отдельных исключений).


Если у Вас остались вопросы об особенностях применения Инкотермс или отдельных базисов поставки, юристы нашей компании с радостью помогут Вам!