Защита прав интеллектуальной собственности при перемещении объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу Союза

Защита исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности обеспечивается государством и при трансграничном перемещении объектов. Законодатель наделил таможенные органы правомочиями по обеспечению мер зашиты объектов интеллектуальной собственности

Подготовлено специалистами ЦПО групп
25.09.2020

Согласно положениям ст. 1225 ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, являются объектами интеллектуальной собственности.

Защита исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (далее – ОИС) должна обеспечиваться государством, в том числе и при перемещении товаров через таможенную границу.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 03.06.2019) закреплен правовой статус ФТС России в качестве федерального органа исполнительной власти, который, помимо всего прочего, уполномочен на обеспечение защиты прав на ОИС.

Таможенные органы правомочны обеспечивать защиту исключительных прав на объекты, включенные в Единый или национальный таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности, а также на объекты, которые в вышеуказанные реестры не включены, однако у таможенного органа имеется информация о правообладателе на территории Российской Федерации. 

На практике, наиболее эффективно таможенные органы предотвращают нарушения исключительных прав тех правообладателей, чьи объекты интеллектуальной собственности включены в реестры.

Необходимо также особо подчеркнуть, что не все результаты интеллектуальной деятельности могут быть включены в соответствующие реестры. Так, в национальный реестр (ТРОИС ФТС России) могут быть включены, согласно п. 3 ст. 334 Федерального закона «О таможенном регулировании» № 289-ФЗ, следующие объекты интеллектуальной собственности: объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки (знаки обслуживания) и наименования мест происхождения товара.

По официальным данным ФТС России (материалы Ежегодных сборников) за период 2016-2019 гг. таможенными органами выявлено 58,5 млн. ед. контрафактной продукции. Ввоз вышеуказанных объемов контрафактной продукции мог нанести правообладателям ущерб на общую сумму 27 млрд. рублей за весь указанный период. Динамика выявления контрафакта наглядно представлена на графике ниже:

Как таможенный орган контролирует соблюдение прав правообладателей

Таможенные органы уполномочены обеспечивать контроль за соблюдением прав правообладателей, в частности, посредством документарного и фактического контроля.

Документарный контроль

К документарному контролю относятся проверка сведений, указывающих на наличие ОИС в перемещаемых через таможенную границу декларируемых товаров, которые содержатся в договоре поставки, а также в иных таможенных документах. В частности, в декларации на товары (ДТ) информация, указывающая на наличие признаков объекта ИС, может содержатся:

  • во втором подразделе гр. 33 декларации на товары (далее – ДТ): проставляется буква «И»;
  • в гр. 31 ДТ обязательно должны указываться сведения о товарных знаках на продукции (при их наличии);
  • в гр. 44 ДТ под кодом 03021 обязательно указываются сведения о документе, подтверждающем передачу прав на ОИС.

Фактический контроль

К фактическому контролю относится таможенный осмотр или досмотр товаров, перемещаемых через таможенную границу, в том числе товаров для личного пользования. В ходе реализации выше указанных форм таможенного контроля может быть выявлена контрафактная продукция по визуальным признакам. Вместе с тем, не всегда визуально могут быть установлены признаки продукции, позволяющие отнести ее к контрафактной. Для однозначного определения относимости товаров к контрафакту таможенный орган может назначить проведение таможенной экспертизы, по результатам которой принимается решение о наличие или отсутствии нарушений прав правообладателя ОИС, а также привлечении к ответственности нарушителя таких прав.

В случае, если таможенными органами выявлены признаки, указывающие на наличие нарушений исключительных прав правообладателей, таможенные органы в порядке, определенном положениями ТК ЕАЭС и национального законодательства в сфере таможенного дела, правомочны приостановить срок выпуска товаров. Необходимо отметить, что продолжительность срока приостановления срока выпуска товаров различается в зависимости от того, включен ли объект интеллектуальной собственности в ЕТРОИС или ТРОИС.

При ввозе товаров, содержащих ОИС, участники ВЭД учитывать, что в отношении продукции могут сработать и таможенные риски СУР, вследствие чего к товарной партии могут быть применены формы таможенного контроля и меры, его обеспечивающие, что, в свою очередь, может стать причиной увеличения сроков выпуска товаров.

Юристы компании ЦПО обеспечат профессиональную консультацию по вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при их трансграничном перемещении, а также окажут профессиональное содействие при нарушении ваших исключительных прав на ОИС или в случае возникновения спора с правообладателем.

Тимошина Светлана Сергеевна
Cпециалист таможенного дела
spb@pravorf.ru
Кисенков Павел
Алексеевич
Патентный поверенный, руководитель отдела интеллектуальной собственности
cpo34@pravorf.ru