Правила розничной торговли
изменились. Обновлены перечни невозвратных и не относящихся к «подменным»
товаров, уточнены правила доставки и торговли в интернете

С начала 2021 года действует Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, утвердившее новые правила розничной торговли (далее – Правила). Постановлением сохранены действующие нормы, направленные на защиту прав потребителей, при этом введены новые требования и обязанности для продавцов
Подготовлено специалистами ЦПО групп
02.04.2021
Новый перечень товаров, не относящихся к «подменным»
Изменился перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара. До изменений перечень содержал 5 позиций, обновленный перечень содержит 6 позиций.
С 1 января 2021 года потребитель не может потребовать на время ремонта (замены) предоставления равнозначного товара из следующих категорий:
1) Автомобили, прогулочные суда и плавсредства, мотоциклы и другая мототехника (кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами).
2) Мебель.
3) Электробытовые приборы, используемые в медицинских целях и как предметы туалета (электробритвы, фены, электрические зубные щетки, и другие приборы, соприкасающиеся с кожными покровами и слизистой).
4) Электробытовые приборы для термической обработки продуктов и приготовления пищи (электропечи, тостеры, и другие аналогичные товары).
5) Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.
6) Ювелирные и другие изделия из драгоценных камней или металлов, ограненные драгоценные камни.

Последний пункт был внесен в перечень Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 и действует с 1 января 2021 года.
Новый перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену
Количество позиций товара, который нельзя обменять (при условии надлежащего качества) не изменилось. В новом перечне, как и в прежнем, содержится 14 позиций. Однако уточнены требования к таким товарам.
По действующим правилам потребитель не может потребовать обмена следующих товаров надлежащего качества:
1) Товары для домашнего лечения и профилактики заболеваний, лекарства.
2) Предметы личной гигиены (зубные щетки, бигуди, расчески и другие аналогичные товары).
3) Косметика и парфюмерия.
4) Текстиль, кабельная продукция, строительные и отделочные материалы, иные товары, цена которых определяется за единицу длины.
5) Швейные изделия и трикотаж.
6) Изделия и материалы из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами.
7) Пестициды и агрохимикаты, бытовая химия.
8) Мебельные гарнитуры.
9) Ювелирные и другие изделия из драгоценных камней или металлов и ограненные драгоценные камни.
10) Автомобили и мотовелотовары, агрегаты и прицепы к ним, плавсредства бытового назначения.
11) Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года.
12) Гражданское оружие и патроны к нему, основные части гражданского огнестрельного оружия, а также инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию.
13) Растения и животные.
14) Непериодические издания.
Изменения коснулись пунктов 11 и 12 перечня. С 1 января 2021 года нельзя обменять технически сложный товар с гарантией не менее одного года, до изменений требований к сроку гарантии не было. Содержание пункта 12 расширили, введена новая категория товара, не подлежащего обмену: «инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию».
Другие нововведения
Пунктом 2 Правил установлено, что на торговых объектах не могут ограничиваться права потребителей на поиск и получение любой информации о товаре. Покупатель вправе использовать любые источники и получать информацию в любой форме, в том числе может фотографировать товар. Указанное правило не распространяется только на места, не предназначенные для свободного доступа покупателя.

Установлена новая обязанность для продавца. Согласно пункту 5 Правил продавец должен направлять покупателю ответ на претензию.

Нововведения установлены пунктом 14 Правил для продажи товаров в интернете. С 1 января 2021 года после получения сообщения покупателя о намерении заключить договор розничной купли-продажи интернет-продавец должен направить подтверждение заключения договора на условиях оферты, содержащей существенные условия такого договора.

Обновлены требования к доставке товара. Согласно пункту 20 Правил доставленный товар передается непосредственно потребителю по адресу, указанному в заказе, а при отсутствии потребителя - любому лицу, сообщившему номер заказа, или другое подтверждение оформления заказа (в том числе электронное). Это означает, что товар смогут получить родственники покупателя, либо другие проживающие с ним лица, без предъявления доверенности, паспорта, либо других документов. Однако договор купли-продажи может содержать и другие, более строгие правила.

Изменения коснулись правил продажи товаров из автоматов. Согласно пункту 29 Правил при такой форме осуществления торговли продавец обязан сообщать покупателям информацию о наименовании продавца, его месте нахождения и адресе, режиме работы, адресе электронной почты и номере телефона, регистрационном номере. Также до покупателя необходимо довести правила пользования автоматом и процедуру возврата суммы, уплаченной за товар, если товар не был предоставлен.

Теперь потребитель, ссылаясь на п. 71 Правил, вправе получить информацию о происхождении и производителе топлива на АЗС - продавец обязан представить заверенную копию документа о качестве (паспорт), в том числе с указанием наименования изготовителя, наименования нефтебазы и фактического адреса, с которой произведена отгрузка топлива непосредственно на АЗС, а также размера паспортизированной партии топлива и даты отгрузки.


Новые правила розничной торговли будут действовать до 1 января 2027 года.

Читайте в разделе Электронная коммерция и IT