Письмо-согласие на регистрацию товарного знака: что это и как помогает заявителям

Письмо-согласие — это письменное разрешение владельца зарегистрированного товарного знака, которое дает возможность зарегистрировать схожий знак другому лицу
1
Что такое письмо-согласие и зачем оно нужно?
Письмо-согласие — это официальный документ, в котором владелец уже зарегистрированного товарного знака подтверждает, что не возражает против подачи и регистрации похожего обозначения другим лицом.

По итогам проведения экспертизы поданного на регистрацию обозначения в Роспатенте заявителю может быть направлено уведомление о предварительном отказе в регистрации, если эксперт решит, что обозначение слишком похоже на уже зарегистрированный товарный знак (п. 6 ст. 1483 ГК РФ). Такое основание часто встречается, ведь с каждым годом становится всё меньше «свободных» слов и изображений, и вероятность пересечения с чужими брендами стремительно возрастает.
Однако ситуация не безнадежная: если правообладатель зарегистрированного товарного знака или другой заявитель по заявке с более ранним приоритетом (ранней датой подачи заявки) не против регистрации сходного обозначения, он может письменно подтвердить своё согласие. Письмо-согласие прикладывается к материалам заявки, и тогда эксперт Роспатента, как правило, принимает его во внимание и допускает к регистрации схожий знак.
Важно: письмо-согласие не передаёт исключительное право на товарный знак — оно лишь снимает правовую «преграду» при регистрации сходного обозначения с согласия правообладателя.
2
Когда письмо-согласие применимо?
Такой инструмент актуален в следующих случаях:
  • Когда два разных бренда схожи, при этом правообладатель товарного знака и заявитель заняты в разных сферах деятельности.
  • Если материнская и дочерняя компании используют похожие обозначения.
  • В случае ребрендинга, когда сохраняется преемственность старого и нового названия.
  • При наличии соглашения о сосуществовании с конкурентом, и оба знака могут использоваться на рынке не во вред друг другу.
Пример из практики
При регистрации обозначения “CAROMIC” для освежителей воздуха Роспатент посчитал его сходным с "AROMACT" и "AROMA". Компания получила письма-согласия от владельцев ранее зарегистрированных знаков и благодаря этому преодолела отказ.
3
Структура письма-согласия
Чтобы Роспатент принял письмо-согласие во внимание при проведении экспертизы, документ должен быть составлен правильно. В нём обязательно должна указываться следующая информация:
  • реквизиты правообладателя: наименование юридического лица с организационно-правовой формой либо ФИО индивидуального предпринимателя или физического лица, адрес как он указан в реестре товарных знаков;
  • сведения о заявителе, получающем согласие: аналогичные данные, номер заявки;
  • сведения о товарном знаке правообладателя: номер свидетельства, дата приоритета;
  • описание заявляемого обозначения, включая изображение при необходимости;
  • классы МКТУ, в отношении которых действует согласие;
  • прямая формулировка согласия, что владелец не возражает против регистрации и использования указанного обозначения заявителем;
  • указание на то, что регистрация товарного знака по заявке не будет вводить потребителей в заблуждение относительно лица, производящего товары и оказывающего услуги, указанные в перечне заявки;
  • указание на бессрочность и безотзывность письма;
  • дата выдачи письма и подпись правообладателя (печать — при наличии, особенно если это юридическое лицо или ИП).
4
Когда письмо-согласие не поможет?
Получение письма-согласия – это не 100% гарантия принятия положительного решения экспертизой Роспатента о регистрации товарного знака по заявке. Даже при наличии письма-согласия эксперт может отказать, если:
  • знаки тождественны (абсолютно совпадают) и создают риск смешения в глазах потребителей;
  • знак признан общеизвестным (широко известен и признан среди потребителей) — даже малое сходство с таким недопустимо;
  • товарный знак является коллективным (предназначен для обозначения товаров, производимых и реализуемых входящими в одно объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками);
  • обозначение воспроизводит зарегистрированное наименование места происхождения товара или географическое указание как другие объекты интеллектуальной собственности.
5
Итог
Письмо-согласие — эффективный инструмент для снижения риска отказа при регистрации сходного товарного знака. Однако оно не является гарантией, важны:
  • правильное оформление и соблюдение всех требований;
  • отсутствие сходства, которое может ввести потребителей в заблуждение;
  • подробная оценка рисков и альтернатив.
Перед подачей заявки на регистрацию товарного знака мы рекомендуем провести предварительную проверку обозначения на возможные совпадения, и при наличии таковых предусмотреть вероятность получения согласия до подачи заявки или при получении уведомления. Это позволит заранее оценить риски и понять, каковы шансы успешного прохождения экспертизы Роспатента.
Специалисты ЦПО групп проведут детальный анализ вашего обозначения, оценят возможность выхода на переговоры с владельцем сходного товарного знака и при необходимости подготовят стратегию действий и необходимые документы.

Сидорова Анна Алексеевна

Младший юрисконсульт практики интеллектуальной собственности

+7 (495) 150-50-45 (доб. 386)
E-mail: cpo34@pravorf.ru
Регистрация товарных знаков с гарантией выдачи свидетельства Роспатента
Результат работы: полученное свидетельство и защищённый товарный знак
Международная регистрация товарных знаков
Регистрируем товарные знаки во всех странах мира по международным (WIPO) и национальным процедурам