Изменения для граждан и бизнеса с сентября 2023 года
Основные изменения: штрафы за нарушения правил маркировки интернет-рекламы, ответственность для владельцев соцсетей, новые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, исламский банкинг и другие важные новости
1
С 1 сентября 2023 года действуют штрафы за нарушения правил маркировки интернет-рекламы
В статье мы подробно рассказывали о законе, устанавливающем новые штрафы за нарушения правил маркировки интернет-рекламы. Закон вступил в силу 1 сентября 2023 года. С этой даты рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем и операторов рекламных данных начнут штрафовать при выявлении нарушений.
Федеральный закон от 24.06.2023 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
2
С 1 сентября 2023 года действуют новые штрафы для владельцев соцсетей
Под владельцем социальной сети понимается владелец сайта, страницы в интернете, информационной системы, программы для ЭВМ, предназначенных для предоставления информации на русском языке, языках республик России или народов России, если в течение суток такую соцсеть посещают более 500 000 пользователей, находящихся в России.
Владельцы социальных сетей обязаны мониторить свои ресурсы и не должны допускать распространения запрещенной информации (например, порнографических материалов, информации о способах суицида, об изготовлении и приобретении наркотиков и т.д.) Полный перечень такой информации закреплен в ст. 10.6 ФЗ от 27.07.2006 № 149-«Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
При выявлении запрещенной информации на страницах сайта, владелец соцсети обязан заблокировать доступ к ней, а при отсутствии такой возможности обратиться в Роскомнадзор и ограничить доступ к информации. При этом пользователь соцсети вправе обжаловать решение об ограничении ему доступа, а владелец соцсети должен рассмотреть его жалобу и отреагировать на нее.
За нарушение установленного порядка законодатель установил штрафы.
Изменения внесены в КоАП РФ:
ч. 1 ст. 13.50 КоАП РФ
За неисполнение обязанности по ежегодному размещению отчета о результатах рассмотрения электронных обращений о распространяемой с нарушением закона информации, а также о результатах мониторинга соцсети предусмотрены штрафы:
на граждан - от 50 до 100 тысяч рублей;
на должностных лиц - 200 до 400 тысяч рублей;
на компании - от 600 тысяч до 1 млн рублей.
ч. 2 ст. 13.50 КоАП РФ
За неисполнение владельцем соцсети обязанности по мониторингу социальной сети и принятию мер по ограничению доступа к информации, указанной в пункте 5 части 1 статьи 10.6 ФЗ N 149, либо невыполнение требования Роскомнадзора об отмене мер по ограничению доступа к информации пользователя, предусмотрены штрафы:
на граждан – от 50 до 100 тысяч рублей;
на должностных лиц - от 200 до 400 тысяч рублей;
на юридических лиц - от 800 тысяч до 4 млн рублей.
Отметим, что за повторное совершение нарушения штрафы значительно увеличиваются. Так, штраф для компаний может составить до 8 млн рублей.
ст. 19.7.10-4 КоАП РФ
За неисполнение владельцем соцсети предписаний Роскомнадзора предусмотрены штрафы:
на граждан - от 100 до 200 тысяч рублей;
на должностных лиц - от 500 до 800 тысяч рублей;
на юридических лиц - от 4 до 6 млн рублей.
Владельцы социальных сетей обязаны мониторить свои ресурсы и не должны допускать распространения запрещенной информации (например, порнографических материалов, информации о способах суицида, об изготовлении и приобретении наркотиков и т.д.) Полный перечень такой информации закреплен в ст. 10.6 ФЗ от 27.07.2006 № 149-«Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
При выявлении запрещенной информации на страницах сайта, владелец соцсети обязан заблокировать доступ к ней, а при отсутствии такой возможности обратиться в Роскомнадзор и ограничить доступ к информации. При этом пользователь соцсети вправе обжаловать решение об ограничении ему доступа, а владелец соцсети должен рассмотреть его жалобу и отреагировать на нее.
За нарушение установленного порядка законодатель установил штрафы.
Изменения внесены в КоАП РФ:
ч. 1 ст. 13.50 КоАП РФ
За неисполнение обязанности по ежегодному размещению отчета о результатах рассмотрения электронных обращений о распространяемой с нарушением закона информации, а также о результатах мониторинга соцсети предусмотрены штрафы:
на граждан - от 50 до 100 тысяч рублей;
на должностных лиц - 200 до 400 тысяч рублей;
на компании - от 600 тысяч до 1 млн рублей.
ч. 2 ст. 13.50 КоАП РФ
За неисполнение владельцем соцсети обязанности по мониторингу социальной сети и принятию мер по ограничению доступа к информации, указанной в пункте 5 части 1 статьи 10.6 ФЗ N 149, либо невыполнение требования Роскомнадзора об отмене мер по ограничению доступа к информации пользователя, предусмотрены штрафы:
на граждан – от 50 до 100 тысяч рублей;
на должностных лиц - от 200 до 400 тысяч рублей;
на юридических лиц - от 800 тысяч до 4 млн рублей.
Отметим, что за повторное совершение нарушения штрафы значительно увеличиваются. Так, штраф для компаний может составить до 8 млн рублей.
ст. 19.7.10-4 КоАП РФ
За неисполнение владельцем соцсети предписаний Роскомнадзора предусмотрены штрафы:
на граждан - от 100 до 200 тысяч рублей;
на должностных лиц - от 500 до 800 тысяч рублей;
на юридических лиц - от 4 до 6 млн рублей.
Федеральный закон от 31.07.2023 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
3
Ужесточилась ответственность за антимонопольные нарушения
Статьей 14.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности. С 1 сентября 2023 года действует новое отягчающее обстоятельство при совершении указанного нарушения.
Теперь при назначении административного наказания в отношении компании будут учитывать в качестве такого обстоятельства использование для исполнения ограничивающего конкуренцию соглашения программ для ЭВМ, которые могут автоматически принимать решения для реализации этих соглашений (без участия человека).
Также дополнена новыми положениями статья 19.15 КоАП, устанавливающая ответственность за невыполнение предписания должностного лица, органа, осуществляющего государственный надзор.
С 1 сентября 2023 года за повторное невыполнение решения, предписания антимонопольного органа предусмотрены:
Теперь при назначении административного наказания в отношении компании будут учитывать в качестве такого обстоятельства использование для исполнения ограничивающего конкуренцию соглашения программ для ЭВМ, которые могут автоматически принимать решения для реализации этих соглашений (без участия человека).
Также дополнена новыми положениями статья 19.15 КоАП, устанавливающая ответственность за невыполнение предписания должностного лица, органа, осуществляющего государственный надзор.
С 1 сентября 2023 года за повторное невыполнение решения, предписания антимонопольного органа предусмотрены:
- дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 3 лет;
- штраф на компанию в двукратном размере суммы ранее наложенного штрафа, но не более 1/50 выручки за предыдущий год и не менее 100 тысяч рублей.
Федеральный закон от 04.08.2023 №426-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
4
Вступили в силу изменения налогового законодательства в части налогообложения имущества
Отметим основные:
По налогу на имущество организаций:
По транспортному налогу:
По земельному налогу:
По налогу на имущество организаций:
- субъекты РФ могут устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости жилых строений, домов, независимо от вида разрешенного использования земли;
- установлена предельная налоговая ставка не более 0,3% в отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, принадлежащих личному фонду, и налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость;
- установлена предельная налоговая ставка не более 1,6 %, на период 2024 - 2026 гг. в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;
- изменен предельный срок для подачи уведомления о порядке представления налоговой декларации на территории субъекта РФ (с 1 марта на 1 февраля);
- сокращен до 10 дней срок рассмотрения налоговым органом такого уведомления;
- изменен предельный срок для представления налоговой декларации по итогам налогового периода (с 25 марта на 25 февраля). В связи с этим с 2024 года отменяется обязанность представлять в инспекции уведомление об исчисленной сумме налога (по объектам, указанным в налоговой декларации) за истекший налоговый период.
По транспортному налогу:
- установлено, что не являются объектами налогообложения специальные и специализированные автотранспортные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей, используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельхозпродукции;
- установлен порядок прекращения налогообложения в отношении транспорта, находящегося в розыске в связи с его угоном (хищением), а также в случае, когда розыск такого транспортного средства прекращен;
- ФНС России наделена полномочием утверждать формы пояснений организации в связи с полученным сообщением об исчисленной сумме налога.
По земельному налогу:
- установлено, что сумма налога исчисляется на основании сведений Росреестра, а также иных сведений, представленных в ФНС в установленном законом порядке;
- определены условия применения повышающего коэффициента при исчислении налога в случае, если разрешенное использование земли под жилищное строительство или индивидуальное жилищное строительство, установлено после государственной регистрации прав на такие участки;
- изменены условия прекращения применения повышающего коэффициента при исчислении налога в случае регистрации прав на построенные жилой дом (многоквартирный дом) или на любое помещение в нем;
- установлены особенности применения повышающего коэффициента при исчислении налога в отношении земли, приобретенной гражданами или компаниями для осуществления жилищного строительства на основании договора о комплексном развитии территории.
Федеральный закон от 31.07.2023 г. № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации …»
5
С 1 сентября 2023 года начали действовать поправки в закон о специальной оценке условий труда
Установлено, что с 1 сентября 2023 года отчет о проведении СОУТ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа. Электронный отчет может быть подписан усиленной КЭП.
По прежним правилам эксперты, проводящие СОУТ, должны были подтверждать свою квалификацию сертификатами. С 1 сентября 2023 года такие сертификаты перестанут выдавать. Теперь все аттестованные эксперты занесены в реестр экспертов организаций, проводящих СОУТ. Подтвердить свою квалификацию эксперт сможет не только сертификатом эксперта, но и выпиской из указанного реестра.
По прежним правилам эксперты, проводящие СОУТ, должны были подтверждать свою квалификацию сертификатами. С 1 сентября 2023 года такие сертификаты перестанут выдавать. Теперь все аттестованные эксперты занесены в реестр экспертов организаций, проводящих СОУТ. Подтвердить свою квалификацию эксперт сможет не только сертификатом эксперта, но и выпиской из указанного реестра.
Федеральный закон от 24.07.2023 № 381-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
6
С 1 сентября действуют новые Правила обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами и Единые типовые нормы их выдачи
Установлено, что организацию работ по обеспечению СИЗ, включая приобретение, выдачу, хранение, уход, вывод из эксплуатации, утилизацию, осуществляет работодатель за свой счет. На работодателя возлагается ответственность за определение потребности, выбор, выдачу работникам СИЗ, контроль за их эксплуатацией работниками.
Работодатель обязан:
Важно: до конца 2024 года работодатель вправе обеспечивать работников СИЗ и смывающими средствами в на основании прежних типовых норм с учетом результатов СОУТ и оценки профессиональных рисков. При этом в период с 01.09.2023 до 31.12.2024 может принять решение о переходе на Единые типовые нормы.
Впоследствии новые Правила и Единые типовые нормы будут обязательными для всех работодателей.
Работодатель обязан:
- на основании Единых типовых норм разработать и утвердить локальный нормативный акт о нормах бесплатной выдачи СИЗ своим работникам;
- разработать локальный нормативный акт о порядке обеспечения работников СИЗ, распределении обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения;
- информировать работников о полагающихся им СИЗ и способах выдачи, условиях хранения, а также об ответственности за целостность СИЗ в случае хранения СИЗ у работников в нерабочее время;
- проводить обучение, инструктаж или иным способом информировать работников о правилах эксплуатации СИЗ;
- контролировать выдачу работникам СИЗ, а также следить за своевременным возвратом СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или в случае досрочного выхода СИЗ из строя;
- не допускать работников к выполнению работ без обеспечения СИЗ, а также в непригодных к использованию СИЗ;
- обеспечить в случае применения вендингового оборудования и дозаторов постоянное наличие в них СИЗ, смывающих и обеззараживающих средств;
- обеспечить контроль за правильностью применения СИЗ работниками и своевременный прием от них СИЗ, подлежащих выводу из эксплуатации и утилизации;
- обеспечить хранение, уход и обслуживание СИЗ.
Важно: до конца 2024 года работодатель вправе обеспечивать работников СИЗ и смывающими средствами в на основании прежних типовых норм с учетом результатов СОУТ и оценки профессиональных рисков. При этом в период с 01.09.2023 до 31.12.2024 может принять решение о переходе на Единые типовые нормы.
Впоследствии новые Правила и Единые типовые нормы будут обязательными для всех работодателей.
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами»
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств»
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств»
7
С 1 сентября 2023 года в Башкортостане, Дагестане, Татарстане, Чечне стартует эксперимент по внедрению исламского банкинга
Под исламским банкингом понимается банковская деятельность, не противоречащая принципам шариата. О сути эксперимента, особенностях и преимуществах системы для бизнеса мы подробно рассказывали в статье.
Эксперимент продлится 2 года.
Эксперимент продлится 2 года.
Федеральный закон от 04.08.2023 № 417-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования …»
8
С 1 сентября 2023 года действуют новые правила производства пива и пивных напитков, сидра, медовухи, пуаре
С 01.09.2023 действует единый реестр производителей этой продукции. Компании, не включенные в перечень, не смогут выпускать напитки на законных основаниях.
Также вводятся штрафы за нарушение требований к производству и (или) обороту пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в размере:
За грубое нарушение требований к производству и (или) обороту пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи предусмотрены штрафы:
За производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без включения в реестр предусмотрены штрафы:
Также у производителей могут конфисковать продукцию, оборудование, сырье, полуфабрикаты, транспортные средства или иных предметы, использованные для производства напитков.
Также вводятся штрафы за нарушение требований к производству и (или) обороту пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в размере:
- на юридических лиц – от 100 до 150 тысяч рублей;
За грубое нарушение требований к производству и (или) обороту пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи предусмотрены штрафы:
- на юридических лиц - от 150 тысяч до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток;
За производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без включения в реестр предусмотрены штрафы:
- на должностных лиц - от 35 до 50 тысяч рублей;
- на юридических лиц - от 200 до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
Также у производителей могут конфисковать продукцию, оборудование, сырье, полуфабрикаты, транспортные средства или иных предметы, использованные для производства напитков.
Федеральный закон от 24.07.2023 № 363-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Приказ Росалкогольрегулирования от 20.07.2023 № 213 «Об утверждении форм документов, предусмотренных пунктом 22 статьи 17.1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ…»
Приказ Росалкогольрегулирования от 20.07.2023 № 213 «Об утверждении форм документов, предусмотренных пунктом 22 статьи 17.1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ…»
9
Самозанятых обязали указывать сведения о себе в рекламе товаров при их дистанционной продаже
С 1 сентября 2023 года в рекламе товаров при их дистанционной продаже самозанятые должны указывать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика, не являющегося ИП и применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Федеральный закон от 10.07.2023 № 302 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О рекламе»
Читайте в разделе Новое в законодательстве
Проконсультируйтесь и узнайте стоимость услуг
Оставьте контакты и мы свяжемся с вами, чтобы проанализировать ситуацию и сформировать индивидуальное коммерческое предложение
Спасибо! Ваше сообщение получено
Нажимая кнопку "Отправить" и отправляя данную форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Получить консультацию
Спасибо! Ваше сообщение получено