Изменения для граждан и бизнеса с июня 2023 года

Наиболее важные изменения: новые индикаторы риска в области пожарной безопасности, законопроект о повышении штрафов за нарушения в области воинского учета, регистрация товарных знаков самозанятыми и другие важные новости
Подготовлено специалистами ЦПО групп
02.06.2023

1. Самозанятые граждане смогут регистрировать товарные знаки

По действующим правилам, установленным статьей 1478 ГК РФ, обладателем исключительного права на товарный знак может быть ИП или юридическое лицо. Согласно статье 1492 ГК РФ эти же субъекты могут подать заявку на регистрацию товарного знака.

С 29.06.2023 статья 1478 утратит силу, а в статью 1492 будут внесены изменения. С указанной даты заявку на товарный знак смогут подавать юридические лица или граждане. Следовательно, право оформить такую заявку распространится и на самозанятых граждан.
Федеральный закон от 28.06.2022 № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

2. МЧС расширил перечень индикаторов риска в области пожарной безопасности, при выявлении которых можно проводить внеплановые проверки

В настоящее время действует мораторий на плановые проверки, включая мероприятия, проводимые в рамках федерального государственного пожарного надзора. Однако при выявлении индикаторов риска нарушений обязательных требований в деятельности предприятия госорган может провести внеплановую проверку.

Приказом МЧС России от 11 апреля 2023 года № 327 перечень индикаторов риска был расширен. С 28 мая 2023 года такими индикаторами являются:

  • привлечение к административной ответственности эксперта в области независимой оценки пожарного риска за выдачу заведомо ложного заключения о соответствии требованиям пожарной безопасности и нарушение порядка оценки в отношении объектов защиты, по которым экспертом проведена оценка пожарного риска;
  • три и более ложных срабатываний в течение 30 дней систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут одновременно находиться 50 и более человек (кроме жилых домов);
  • отсутствие в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений информации о расходах на пожарную безопасность за последние 3 года (индикатор действует с 28 мая);
  • наличие сведений о происшествии, связанном с аварийным режимом работы электросети/электрооборудования на объекте, которое не привело к возникновению и распространению пожара (индикатор действует с 28 мая);
  • наличие информации о ненадлежащей работе на объекте надзора имеющихся систем противопожарной защиты при пожаре (индикатор действует с 28 мая).

При выявлении МЧС России любого из указанных индикаторов в отношении предприятия в 2023 году может быть проведена внеплановая проверка.

Кроме того, в настоящее время рассматривается законопроект, которым предлагается расширить названный перечень новыми 9 индикаторами. В том числе:

  • наличие информации о нарушении исполнителем работ (услуг) в области пожарной безопасности требований пожарной безопасности на объекте защиты контролируемого лица;
  • наличие информации о сокрытии (укрывательстве) сообщения о преступлении и (или) иного происшествия, связанного с пожаром контролируемым лицом на объекте защиты.
Полный перечень предложенных законопроектом индикаторов

Приказ МЧС России от 11 апреля 2023 г. № 327 “О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утвержденный приказом МЧС России от 7 июня 2021 г. N 364”

Законопроект (01/02/05-23/00138584)

3. Скорректирована последовательность распределения средств с ЕНС (в первую очередь спишут НДФЛ)

Статьей 45 НК РФ определяется последовательность распределения денежных средств, перечисленных налогоплательщиком в качестве единого налогового платежа (ЕНП). До 29 мая 2023 года была установлена следующая последовательность распределения:

1. Недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления.
2. Налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате.
3. Пени.
4. Проценты.
5. Штрафы.

С 29 мая 2023 года указанная норма была изменена. Причиной этому послужило недополучение бюджетами средств после перехода на механизм ЕНП. Основным источником налоговых доходов консолидированных региональных бюджетов в большинстве регионов является НДФЛ. С введением системы ЕНС и распределением НДФЛ на погашение недоимок по другим налогам, средства в бюджеты поступали неравномерно, что не позволяло в полной мере финансировать текущие бюджетные расходы.

Теперь суммы ЕНП распределяются в следующей последовательности:

1. Недоимка по НДФЛ - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения.
2. НДФЛ - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом.
3. Недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения.
4. Иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате.
5. Пени.
6. Проценты.
7. Штрафы.
Федеральный закон от 29.05.2023 № 196-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

4. Госдума рассматривает законопроект о повышении санкций для работодателей за правонарушения, связанные с воинским учетом

Статьей 65 ТК РФ предусмотрено, что при заключении трудового договора поступающий на работу гражданин из числа военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу, должен предъявить работодателю, кроме прочего, документы воинского учета.

Если такие документы не получены, должностное лицо организации, ответственное за воинский учет, может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Сейчас за это нарушение назначается предупреждение или штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей на должностных лиц и ИП, от 30 до 50 тысяч рублей на юридических лиц.

29.05.2023 на рассмотрение в Госдуму поступил законопроект, предусматривающий внесение в статью 5.27 КоАП РФ квалифицирующего признака. Предлагается повысить административные санкции для работодателей, которые заключают трудовые договоры с кандидатами, являющимися военнообязанными или лицами, подлежащими призыву на военную службу, не представившими документы воинского учета.

Законопроектом предлагается установить штрафы в размере от 10 до 20 тысяч рублей на должностных лиц, от 5 до 10 тысяч рублей на ИП и от 50 до 100 тысяч рублей на компании.

Кроме того, планируется изменить статью 21.4 КоАП РФ, посвященную несообщению сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, а именно:

  • Установить штраф в размере от 5 до 25 тысяч рублей за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу работником организации в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (сейчас штраф установлен в размере от 1 до 5 тысяч рублей).
  • Дополнить статью новым составом правонарушения и штрафом в размере от 5 до 25 тысяч рублей за несообщение в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу работником организации в военный комиссариат необходимых для ведения воинского учета сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, в случае изменения соответствующих сведений.

5. Правительством определены ситуации, при которых запрещается/разрешается аутентификация биометрических персональных данных физического лица

С 1 июня 2023 года действует постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2023 № 815.

Документом определены случаи, при которых запрещается аутентификация с использованием информационных систем организаций, осуществляющих такую аутентификацию на основе биометрических данных физлиц. К таким случаям отнесены, например:

  • проведение вступительных испытаний при приеме на обучение, аттестация в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • государственные и муниципальные услуги;
  • доступ к государственным информационным системам;
  • проведение медосмотров работников с использованием персональных медицинских помощников.

С полным перечнем можно ознакомиться здесь

Также определены случаи, когда использование биометрических персональных данных возможно, если гражданин подписал соответствующее согласие простой электронной подписью. К таким случаям отнесены, например:
  • безналичные переводы в сумме до 5 тысяч рублей, включая НДС;
  • дополнительная аутентификация клиента – физического лица при его обслуживании банками, некредитными финансовыми организациями, субъектами национальной платежной системы при условии, что такого клиента ранее проверили в рамках «антиотмывочного» законодательства;
  • аутентификация физического лица при взаимодействии с помощью телефонной связи (использовании контакт-центров);
  • вручение простых, адресованных до востребования, а также регистрируемых почтовых отправлений, выплата почтовых денежных переводов суммой до 2,5 тысяч рублей.

С полным перечнем можно ознакомиться здесь
Постановление Правительства РФ от 25.05.2023 № 815 «Об утверждении перечня случаев, при которых аутентификация с использованием информационных систем организаций, осуществляющих аутентификацию на основе биометрических персональных данных физических лиц, не допускается, и перечня случаев, при которых допускается использование биометрических персональных данных…»

6. Граждане смогут отказаться в МФЦ от сбора биометрических персональных данных в отношении себя и лиц, которых они представляют

С 1 июня 2023 года гражданин при личном присутствии в МФЦ вправе представить отказ от сбора биометрических персональных данных в отношении себя либо в отношении несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченно дееспособного лица, которых этот гражданин представляет, а также вправе отозвать свой отказ.

Отказ (как и отзыв отказа) подаются в письменном виде по утвержденным формам и должны быть подписаны физическим лицом собственноручно.
Постановление Правительства РФ от 27.03.2023 № 478 «Об утверждении Правил представления физическим лицом отказа от сбора и размещения биометрических персональных данных в целях проведения идентификации…»

7. Перечень товаров для параллельного импорта изменится

В РФ в рамках параллельного импорта разрешено ввозить товары в соответствии с перечнем, утвержденным Минпромторгом России. Такие товары могут быть ввезены в Россию без разрешения правообладателей, при этом нарушения законодательства не возникает. Перечень разрешенных к ввозу товаров периодически пересматривается.

С 15 июня 2023 года начнет действовать новая редакция перечня. Кроме прочего, в него добавили некоторые бренды топлива (ADVANCE, CORENA, SHELL TONNA, TURBO и др.), детские товары, игрушки (BAKUGAN, BARBIE, BEYBLADE, DISNEY MOANA, MY LITTLE PONY, NERF и др.) В то же время с 15.06.2023 запрещается ввозить в рамках параллельного импорта некоторые бренды. Например, одежду марок 4CCCCEES, BALDININI, CALZEDONIA GEOX, GUESS, MOHITO, MOSCHINO и другие.

8. Заканчивается срок временной отмены пеней за ошибочные или непредставленные налоговые уведомления

С 1 января 2023 года и до 30 июня 2023 года не начисляется пеня на положительное сальдо ЕНС в ситуации, когда налогоплательщик допустил ошибку в уведомлении об исчисленных налогах либо не направил уведомление. Такое решение было принято государством для смягчения перехода на ЕНС, налогоплательщики получили дополнительное время на сверку с налоговым органом. Напоминаем, что срок, на который была введена временная отмена пеней, подходит к концу и с 1 июля 2023 года эта мера прекратит свое действие.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2023 № 500

«О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году»
Читайте в разделе Новое в законодательстве

Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group: