Защитили предпринимателя от недобросовестных действий сетевой организации

Сопроводили судебный процесс между предпринимателем и сетевой организацией, которая отказывалась восстанавливать электроснабжение
1
Ситуация
После покупки недвижимости для ведения бизнеса клиент столкнулся с серьёзными трудностями. Объект надлежащим образом технологически присоединен к электрическим сетям, принадлежащим сетевой организации «Х» (СО). Договор технологического присоединения был заключен на старого собственника, и клиент обращался в СО за переоформлением, но его запрос остался без ответа.

В результате аварии в системе электроснабжения произошла поломка в трансформаторной подстанции, к которой были подключены электрические сети клиента. Для ремонта он обратился в СО, однако она отказалась восстанавливать электроснабжение, заявив, что подстанция принадлежит физическому лицу, а документы клиента недействительны. Клиент решил защищать свои права в суде.
2
Судебное разбирательство
Дело рассматривалось в Арбитражном суде г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (№ А56-29212/2023). В ходе разбирательства позиция СО заключалась в следующем:

СО заявляла, что подстанция принадлежит физическому лицу-пенсионерке, которая ранее имела право на это имущество. Однако правоустанавливающие документы в подтверждение этого аргумента представлены не были.

СО не может переоформить акт техприсоединения, так как из-за аварии техническая схема присоединения была нарушена, хотя такого основания для отказа правилами не предусмотрено.

Были предоставлены документы, которые вызывали сомнения. В них говорилось, что пенсионерка самостоятельно обслуживала электрооборудование, но не ясно, относится ли спорная подстанция к этому оборудованию.

Сама пенсионерка в суд не являлась, но от её имени неоднократно поступали заявления о том, что она возражает против заявленного иска и что подстанция принадлежит ей.

Примечательно, что у клиента были актуальные акты технологического присоединения, подтверждающие законность его подключения, и предыдущий собственник уже оплатил все необходимые работы.

Суд первой инстанции согласился с доводами СО, опираясь на косвенные документы, из которых следовало, что подстанция действительно принадлежит пенсионерке (переписка, договоры на обслуживание), а также исходя из её поведения как собственника, ведь она несла расходы по обслуживанию. Пенсионерка пыталась передать оборудование СО, но оно не было принято, соответственно и СО не является собственником.
Интересно, что СО оспаривала акт, который сама же составила, ссылаясь на то, что ранее по другим объектам неоднократно оформляла подобные документы с нарушениями и суды признавали их ничтожным. Суд принял этот аргумент и признал акт клиента ошибочным.
Апелляция поддержала решение первой инстанции. Однако когда мы обратились в кассационный суд, он внимательно изучил наши доводы и верно применил правовые нормы. Кассация не согласилась с выводами нижестоящих судов и указала на необходимость пересмотра решений. Особое внимание суд уделил злоупотреблению правом со стороны СО.
3
Работа наших юристов
Наши юристы комплексно сопроводили клиента в этом разбирательстве:
  • инициировали судебный процесс;
  • выявили недостатки в аргументах СО;
  • разрабатывали проекты решений на судебные заседания;
  • параллельно судебному разбирательству инициировали жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) на СО. Причиной стал отказ в переоформлении акта техприсоединения.


УФАС приняла решение о привлечении СО к ответственности. В ответ СО обратилась в суд, чтобы оспорить это решение. Таким образом, параллельно с основным разбирательством рассматривалось другое дело по этому вопросу.

В первой инстанции суд отказал СО, однако в апелляции судьи указали, что имеет место неразрешенный спор о праве, который не был учтен УФАС. В результате постановление УФАС о привлечении СО к ответственности было отменено.

Впоследствии СО неоднократно обращалась к этому решению, но в кассационной инстанции по основному делу суд согласился с нашими аргументами о необоснованности позиции СО.
4
Результат
Суд вынес решение в пользу клиента, восстановил электроснабжение и подтвердил законность подключения. Кроме того, суд взыскал с СО судебную неустойку и расходы.
В заключение отметим, что при возникновении подобных вопросов важно своевременно обращаться за правовой помощью. Такой подход существенно упростит процесс разрешения конфликтной ситуации. Команда ЦПО групп окажет квалифицированную юридическую поддержку и защитит ваши права в любых правовых спорах.
Передков Иван Геннадьевич
Ведущий юрисконсульт

+7 (812) 603-45-25 (доб. 335)
E-mail: cpo41@pravorf.ru
Энергетика: консультации, разрешение споров
Разрешаем споры между субъектами энергетики, защищаем права потребителей энергии, занимаемся урегулированием спорных вопросов в сфере технологического присоединения к сетям и неучтенного потребления энергии
Судебные споры
Разрешим конфликт и защитим ваши интересы в судах всех инстанций
Читайте в разделе Наша практика