В закон о гос.закупках внесли очередные изменения
С принятием Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 71) в закон о гос.закупках внесены существенные системные изменения. Рассмотрим в статье основные нововведения.
1. Уменьшен срок рассмотрения документов при решении вопроса о включении участников в реестр недобросовестных поставщиков
В соответствии с нормами ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках) данные о неблагонадежных участниках закупок вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП).
Согласно статье 104 Закона о закупках в РНП включаются сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также об исполнителях, с которыми контракты расторгнуты по судебному решению либо при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий. Этой же статьей установлено, что РНП ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. Указанная функция возложена на ФАС России.
До 12 мая ФАС должен был рассматривать вопрос о внесении, либо невнесении в РНП участника в течение десяти дней с момента поступления соответствующих сведений и документации. Такие правила были установлены частью 7 статьи 104 Закона о закупках.
ФЗ № 71 внес поправки относительно сроков проверки поступающих в ФАС материалов и документации для внесения участника РНП. По действующим сегодня правилам, такой срок равен пяти календарным дням.
Таким образом, срок для представления подрядчиками (поставщиками, исполнителями) возражений и принятие мер по защите существенно уменьшен.
При этом как следует из правовой позиции центрального аппарата ФАС России, изложенной в письме от 02.04.2019 № МЕ/26401/19, законом не предусмотрено оснований для продления указанного срока.
Согласно статье 104 Закона о закупках в РНП включаются сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также об исполнителях, с которыми контракты расторгнуты по судебному решению либо при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий. Этой же статьей установлено, что РНП ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. Указанная функция возложена на ФАС России.
До 12 мая ФАС должен был рассматривать вопрос о внесении, либо невнесении в РНП участника в течение десяти дней с момента поступления соответствующих сведений и документации. Такие правила были установлены частью 7 статьи 104 Закона о закупках.
ФЗ № 71 внес поправки относительно сроков проверки поступающих в ФАС материалов и документации для внесения участника РНП. По действующим сегодня правилам, такой срок равен пяти календарным дням.
Таким образом, срок для представления подрядчиками (поставщиками, исполнителями) возражений и принятие мер по защите существенно уменьшен.
При этом как следует из правовой позиции центрального аппарата ФАС России, изложенной в письме от 02.04.2019 № МЕ/26401/19, законом не предусмотрено оснований для продления указанного срока.
2. Уменьшены сроки обжалования
Ранее, согласно статье 105 Закона о закупках, обжалование неправомерных действий или бездействия допускалось в любое время определения исполнителя не позднее чем через десять дней с момента размещения в ЕИС протокола, а при закрытом определении исполнителя с момента подписания протокола. С 12 мая 2019 года десятидневный срок сокращен до пяти дней.
С принятием ФЗ № 71 изменился и срок для обжалования действий или бездействия, совершенных в процессе проведения электронной процедуры. Обжалование допускается в любое время определения исполнителя и в период аккредитации на электронной площадке, не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов конкурса и аукциона, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие, итогового протокола запроса предложений, протокола рассмотрения единственной заявки.
В прежней редакции части 6 статьи 105 Закона о закупках закреплялось, что обжалование действий или бездействия заказчика, специализированной организации, уполномоченного учреждения, уполномоченного органа, связанных с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта. В новой редакции статьи уточнен перечень субъектов, действия или бездействие которых в связи с заключением контракта можно обжаловать. К ним отнесены комиссии по осуществлению закупок и их члены, должностные лица контрактной службы, контрактные управляющие, операторы электронной и специализированной электронной площадки. Обжаловать действия или бездействие может только участник закупки, с которым заключается контракт, подать жалобу он может не позднее даты заключения контракта.
С принятием ФЗ № 71 изменился и срок для обжалования действий или бездействия, совершенных в процессе проведения электронной процедуры. Обжалование допускается в любое время определения исполнителя и в период аккредитации на электронной площадке, не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов конкурса и аукциона, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие, итогового протокола запроса предложений, протокола рассмотрения единственной заявки.
В прежней редакции части 6 статьи 105 Закона о закупках закреплялось, что обжалование действий или бездействия заказчика, специализированной организации, уполномоченного учреждения, уполномоченного органа, связанных с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта. В новой редакции статьи уточнен перечень субъектов, действия или бездействие которых в связи с заключением контракта можно обжаловать. К ним отнесены комиссии по осуществлению закупок и их члены, должностные лица контрактной службы, контрактные управляющие, операторы электронной и специализированной электронной площадки. Обжаловать действия или бездействие может только участник закупки, с которым заключается контракт, подать жалобу он может не позднее даты заключения контракта.
3. Упрощен процесс рассмотрения жалоб
Согласно требованиям части 5 статьи 106 Закона о закупках, лица, действия или бездействие которых обжалуются, должны представить документы о закупке, а также заявки, протоколы, аудио-, видеоматериалы и другие сведения, документы, составленные в ходе определения исполнителя или аккредитации участника для рассмотрения жалобы по существу.
С 12.05.2019 действуют поправки в статью 106 Закона о закупках, которая дополнена новой частью 5.1. Так по новым правилам, заказчик, или иное лицо, действия которого обжалуются, может не предоставлять для рассмотрения жалобы документы о закупке и иную информацию и материалы, если такие документы и сведения размещены на официальном сайте. При этом в случае, если размещенные на сайте материалы не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения исполнителя или аккредитации участника закупки, приоритет отдается материалам, опубликованным на сайте.
С 12.05.2019 действуют поправки в статью 106 Закона о закупках, которая дополнена новой частью 5.1. Так по новым правилам, заказчик, или иное лицо, действия которого обжалуются, может не предоставлять для рассмотрения жалобы документы о закупке и иную информацию и материалы, если такие документы и сведения размещены на официальном сайте. При этом в случае, если размещенные на сайте материалы не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения исполнителя или аккредитации участника закупки, приоритет отдается материалам, опубликованным на сайте.
4. Требование к формированию и размещению документации и информации
Статья 5 Закона о закупках дополнена частью 3, согласно которой Правительство РФ наделено полномочиями по определению порядка установления требований к формированию и размещению в ЕИС, на площадках, документации и сведений, предусмотренных Законом о закупках.
5. Типовые контракты и условия
Изменения внесены в часть 11 статьи 34 Закона о закупках. В новой редакции статьи закреплено, что при отсутствии типовых контрактов и типовых условий контрактов для осуществления заказчиками закупок, их может разработать и утвердить федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
6. Отложен запуск Государственной информационной системы
До принятия изменений статьей 53 Закона о закупках было установлено, что информационная система для контроля за действиями участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС начнет действовать с 01.10.2019, поправки перенесли срок запуска программы до 1 января 2020 года.
7. Отменена обязанность заказчиком отчитыватся об исполнении контрактов
ФЗ № 71 исключил части 9-12 статьи 94 Закона о закупках, которые были посвящены отчетности об исполнении контрактов. С 12 мая 2019 года у заказчиков отсутствует обязанность направлять такие отчеты.
Важно отметить, что отчеты не нужно направлять даже при исполнении контрактов, заключенных до 12.05.2019, и контрактов по результатам закупок, сведения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до указанной даты. (Информационное письмо Минфина России от 15.05.2019 № 24-06-08/34937).
Важно отметить, что отчеты не нужно направлять даже при исполнении контрактов, заключенных до 12.05.2019, и контрактов по результатам закупок, сведения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до указанной даты. (Информационное письмо Минфина России от 15.05.2019 № 24-06-08/34937).