Свободное ценообразование в теплоснабжении: правовые основания и антимонопольные ограничения
Разбираем, что такое затратный метод, как работает метод сопоставимых рынков и что делать потребителю, если цена на тепловую энергию кажется несправедливой
1
Правовые основы свободного ценообразования
Свободное ценообразование в сфере теплоснабжения — один из ключевых элементов принципа свободы договора. Согласно ст. 424 Гражданского кодекса РФ, цена исполнения по договору устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом. В теплоснабжении данное правило применяется с учетом положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) и Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования, утвержденные Правительством РФ).
Общее правило гласит, что цены на тепловую энергию подлежат государственному регулированию (ч. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении). Однако с 01.01.2019 законодатель предоставил участникам правоотношений в сфере теплоснабжения возможность установления договорной цены.
Общее правило гласит, что цены на тепловую энергию подлежат государственному регулированию (ч. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении). Однако с 01.01.2019 законодатель предоставил участникам правоотношений в сфере теплоснабжения возможность установления договорной цены.
Цена на тепловую энергию и/или теплоноситель может определяться соглашением сторон, если соблюдены в совокупности следующие условия (п. 3 ч.2.1 ст. 8 Закона о теплоснабжении):
- теплоснабжающая организация владеет источником тепловой энергии;
- теплопотребляющие установки потребителя соединены с источником непосредственно или через принадлежащую организации или потребителю тепловую сеть;
- теполопотребляющие установки и сети потребителя и теплоснабжающей организации не имеют иных технологических соединений с системой теплоснабжения;
- к тепловым сетям потребителя не подключены теплопотребляющие установки иных потребителей.
При этом возможность применения договорной цены распространяется как на случаи подключения единственного потребителя, так и на случаи теплоснабжения нескольких потребителей — при условии, что каждый из них получает тепловую энергию от источника отдельно, и тепловая сеть не соединена с системой теплоснабжения, а также к тепловым сетям каждого конкретного потребителя не присоединены установки иных потребителей (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.06.2023 № Ф09-2360/23).
Таким образом, суд разъяснил: правомерность установления цены в договоре теплоснабжения по соглашению сторон зависит не от количества потребителей, а от соблюдения условий индивидуального подключения и отсутствия иных технологических связей с системой теплоснабжения. Аналогичную позицию подтверждают и другие судебные акты — в частности, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 18.04.2024 № Ф09-1464/24 и Северо-Западного округа от 31.01.2024 № Ф07-21052/2023.
Единственным исключением из п. 3 ч.2.1 ст. 8 Закона о теплоснабжении, подлежащим тарифному регулированию, являются случаи реализации тепловой энергии, теплоносителя населению и приравненным к нему категориям.
С 01.01.2019 возможность установления цен по соглашению сторон также не зависит от мощности источника тепловой энергии, на что неоднократно обращали свое внимание судебные органы: постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.04.2024 №Ф09-1464/24, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2024 №Ф07-21052/2023, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2024 №13АП-20208/2024.
Таким образом, суд разъяснил: правомерность установления цены в договоре теплоснабжения по соглашению сторон зависит не от количества потребителей, а от соблюдения условий индивидуального подключения и отсутствия иных технологических связей с системой теплоснабжения. Аналогичную позицию подтверждают и другие судебные акты — в частности, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 18.04.2024 № Ф09-1464/24 и Северо-Западного округа от 31.01.2024 № Ф07-21052/2023.
Единственным исключением из п. 3 ч.2.1 ст. 8 Закона о теплоснабжении, подлежащим тарифному регулированию, являются случаи реализации тепловой энергии, теплоносителя населению и приравненным к нему категориям.
С 01.01.2019 возможность установления цен по соглашению сторон также не зависит от мощности источника тепловой энергии, на что неоднократно обращали свое внимание судебные органы: постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.04.2024 №Ф09-1464/24, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2024 №Ф07-21052/2023, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2024 №13АП-20208/2024.
2
Проблемы оценки экономической обоснованности цен
Как разъяснила Федеральная антимонопольная служба РФ, надзорные органы осуществляют антимонопольный контроль за ценами в сфере теплоснабжения, даже в тех случаях, когда они не подлежат тарифному регулированию (письма от 09.01.2018 № ИА/209/18 и от 28.06.2019 № ИА/54920/19).
При оценке экономической обоснованности цены применяются два основных метода:
- Что проверяет ФАС? Соответствие цены рыночному уровню.
- Что проверяет ФАС? Экономическую обоснованность расходов, включенных в цену тепловой энергии и/или теплоносителя
- Метод сопоставимых рынков - основан на сравнении цен на аналогичных рынках, функционирующих в условиях конкуренции.
- Что проверяет ФАС? Соответствие цены рыночному уровню.
- Затратный метод - предполагает анализ всех производственных и сопутствующих расходов теплоснабжающей организации.
- Что проверяет ФАС? Экономическую обоснованность расходов, включенных в цену тепловой энергии и/или теплоносителя
Применение метода сопоставимых рынков в сфере теплоснабжения затруднено спецификой отношений. Как отмечается в правоприменительной практике, теплоснабжение осуществляется в рамках строго ограниченной инфраструктуры и на территории определённой системы теплоснабжения. В результате в большинстве случаев антимонопольные и судебные органы приходят к выводу об отсутствии сопоставимых товарных рынков, что исключает применение данного метода.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», цена может быть признана монопольно высокой при наличии в совокупности следующих условий:
Антимонопольные органы, анализируя обоснованность цены, оценивают, насколько расходы, включенные в цену, были необходимыми и подтверждены ли они документально. В условиях отсутствия утвержденной методики определения договорной цены в сфере теплоснабжения, анализ осуществляется с опорой на Основы ценообразования, утверждённые Правительством РФ, в частности, на положения о составе валовых расходов и порядке расчета стоимости приобретаемых ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», цена может быть признана монопольно высокой при наличии в совокупности следующих условий:
- несоразмерное изменение цены по сравнению с изменением расходов на производство, в результате которого цена превышает сумму необходимых расходов и прибыли;
- отсутствие значимых изменений в составе покупателей или продавцов;
- стабильность внешних условий (налоги, тарифное регулирование и т.д.).
Антимонопольные органы, анализируя обоснованность цены, оценивают, насколько расходы, включенные в цену, были необходимыми и подтверждены ли они документально. В условиях отсутствия утвержденной методики определения договорной цены в сфере теплоснабжения, анализ осуществляется с опорой на Основы ценообразования, утверждённые Правительством РФ, в частности, на положения о составе валовых расходов и порядке расчета стоимости приобретаемых ресурсов.
3
Оценка экономической обоснованности на практике
На практике оценка экономической обоснованности цены сводится к анализу:
- структуры затрат,
- их документального подтверждения (штатное расписание, договоры, сметы и т.п.),
- соотношения между фактическими и плановыми показателями,
- соразмерности роста различных статей расходов (например, накладных расходов, фонда оплаты труда).
Необходимо учитывать, что при отсутствии взаимного согласия сторон о размере договорной цене, потребитель вправе:
- обратиться в антимонопольный орган с жалобой на установление монопольно высокой цены (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);
- передать преддоговорный спор на разрешение в суд (п. 1 ст. 445,п. 2 ст. 446 ГК РФ).
В ходе проводимой проверки антимонопольный орган формулирует только вывод о том, является ли цена монопольно высокой, тогда как суд при рассмотрении спора обязан установить экономически обоснованный расчет цены для включения в договор теплоснабжения (Определение Верховного суда РФ № 305-ЭС17-6961).
4
Заключение
Установление цены на тепловую энергию и/или теплоноситель по соглашению сторон представляет собой важный элемент рыночного регулирования. Этот механизм позволяет учитывать реальные затраты теплоснабжающих организаций и индивидуальные условия поставки. Тем не менее, отсутствие тарифного регулирования не позволяет устанавливать цену произвольно.
Если потребители считают, что цена завышена, они имеют право обратиться в Федеральную антимонопольную службу РФ. Также они могут передать спор на рассмотрение суда.
Теплоснабжающим организациям, стремящимся избежать конфликтов с потребителями, рекомендуется при формировании цены проконсультироваться с юристами и антимонопольными экспертами. Это поможет избежать возможных споров.
Проконсультируйтесь и узнайте стоимость услуг
Оставьте контакты и мы свяжемся с вами, чтобы проанализировать ситуацию и сформировать индивидуальное коммерческое предложение
Спасибо! Ваше сообщение получено
Нажимая кнопку "Отправить" и отправляя данную форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Читайте в разделе Энергетика
Получить консультацию
Спасибо! Ваше сообщение получено