Обзор последних новостей в сфере электроэнергетики
Рассказываем в статье об основных изменениях, которые важно учитывать бизнесу
1
Минэнерго подготовило проект Типового стандарта качества обслуживания потребителей электрической энергии гарантирующим поставщиком
Сейчас проект проходит стадию рассмотрения и размещен на Федеральном портале проектов НПА.
Проект подготовлен в целях реализации обязанности гарантирующих поставщиков внедрять стандарты качества обслуживания потребителей, предусмотренной п.10 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
Проектом типового стандарта регламентируются следующие вопросы:
Проект подготовлен в целях реализации обязанности гарантирующих поставщиков внедрять стандарты качества обслуживания потребителей, предусмотренной п.10 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
Проектом типового стандарта регламентируются следующие вопросы:
- определены принципы взаимодействия гарантирующего поставщика с клиентами;
- определена инфраструктура очного и заочного обслуживания потребителей;
- зафиксированы принципы взаимодействия с потребителями через личный кабинет;
- закреплены требования к сайтам гарантирующих поставщиков, их информационному наполнению.
Стандарт позволит потребителям более эффективно защищать свои права в отношениях с гарантирующим поставщиком.
2
Минэнерго рассматривает внедрение принципа «бери или плати» при взаимоотношениях с сетевыми организациями
Министерство предложило к рассмотрению проект изменений в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
В соответствии с предлагаемыми изменениями оплата услуг по передаче электроэнергии по сетям будет исчисляться не по фактически потребленной мощности, а по максимально заявленной (присоединенной). В таком ключе планируется решать вопрос оплаты резерва мощности, поскольку сетевые организации обязаны содержать сети в состоянии, позволяющем обеспечить передачу по ним всей присоединенной мощности, в то время как потребитель может использовать лишь часть присоединенной ему нагрузки.
Согласно проекту, нововведение планируют распространить лишь на новых потребителей, присоединяющих мощность в объеме не менее 670 кВт.
О целесообразности применения принципа исключительно к новым потребителям было заявлено и ФАС России.
В соответствии с предлагаемыми изменениями оплата услуг по передаче электроэнергии по сетям будет исчисляться не по фактически потребленной мощности, а по максимально заявленной (присоединенной). В таком ключе планируется решать вопрос оплаты резерва мощности, поскольку сетевые организации обязаны содержать сети в состоянии, позволяющем обеспечить передачу по ним всей присоединенной мощности, в то время как потребитель может использовать лишь часть присоединенной ему нагрузки.
Согласно проекту, нововведение планируют распространить лишь на новых потребителей, присоединяющих мощность в объеме не менее 670 кВт.
О целесообразности применения принципа исключительно к новым потребителям было заявлено и ФАС России.
Несмотря на то, что, по мнению многих аналитиков, применение принципа будет касаться незначительного количества новых потребителей – в случае его внедрения будет положено начало вопросу оплаты резерва мощности. Возможно, потом распространение этих условий на старых потребителей останется только вопросом времени.
3
Минэнерго опубликовано письмо от 14.02.2025 № ЕГ-2286/07 «О направлении позиции»
Минэнерго опубликовано письмо от 14.02.2025 № ЕГ-2286/07 «О направлении позиции», в котором обобщило критерии отнесения энергетического оборудования к движимому или недвижимому имуществу
К критериям, которые рекомендуется исследовать при разрешении этого вопроса, относятся, например: отсутствие у объекта прочной связи с землей.
В ходе анализа этого критерия исследуются:
К критериям, которые рекомендуется исследовать при разрешении этого вопроса, относятся, например: отсутствие у объекта прочной связи с землей.
В ходе анализа этого критерия исследуются:
- возможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба самому объекту;
- сохранение эксплуатационных качеств и технических свойств объекта в результате его перемещения;
- легковозводимость, сборно-разборность, временность конструкции.
Определено, что ряд критериев не может свидетельствовать о недвижимом характере энергетического имущества: способ соединения с фундаментом, наличие технического паспорта на объект, включение объекта в акт приемки законченного строительством объекта КС-14 и др.
Систематизация критериев приведена с учетом проанализированной и отраженной в письме судебной практики, в связи с чем, носит полезный прикладной характер, в том числе, в спорах о правах на энергетическое (сетевое) имущество, а также о принадлежности отдельных элементов имущества (сети) имущественному комплексу в целом.
4
«Россети» поднимают вопрос о категорировании заявителей, присоединяющихся к электрическим сетям
В марте 2025 на заседании экспертного совета при комитете Госдумы по энергетике был поднят вопрос о том, чтобы отдавать приоритет в присоединении к электрическим сетям социальной группе потребителей: ветераны, инвалиды, многодетные семьи и др. Во вторую очередь присоединять объекты важной социальной инфраструктуры: больницы, детские сады, образовательные учреждения и др.
Потребителей иных категорий предлагается присоединять в порядке очереди и при наличии заложенных на это средств. При отсутствии заложенных средств на присоединение – потребителю предлагается ожидать присоединения, а ответственность для сетевых организаций в связи с длительностью присоединения – исключить.
Потребителей иных категорий предлагается присоединять в порядке очереди и при наличии заложенных на это средств. При отсутствии заложенных средств на присоединение – потребителю предлагается ожидать присоединения, а ответственность для сетевых организаций в связи с длительностью присоединения – исключить.
Таким образом, сетевые компании хотят сократить объем выпадающих доходов, связанных с присоединением, так называемой, льготной категории потребителей и окончательно нивелировать для себя следствия исполнения заявок по льготному присоединению.
Вместе с тем отмечаем, что предлагаемый порядок в корне противоречит принципам недискриминационного доступа к услугам по передаче энергии, а также самому духу так называемого льготного присоединения, которое было внедрено в свое время и хоть и с большими ограничениями, но продолжает существовать сегодня в некоторых формах.
5
Правительство РФ приняло постановление от 18.03.2025 № 329 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2025-2026 годах»
Правительство РФ приняло постановление от 18.03.2025 № 329 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2025-2026 годах», в соответствии с которым зафиксировало ставку для расчета пени в случае ненадлежащего исполнения обязательств по оплате коммунальных ресурсов
Так, в случае просрочки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги физическими лицами, а также при ненадлежащем исполнении своих платежных обязательств по договорам ресурсоснабжения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для расчета пени принимается минимальное значение: либо ключевая ставка ЦБ РФ на 27.02.2022 (9,5 %), либо ключевая ставка ЦБ РФ, действующая на день фактической оплаты.
Так, в случае просрочки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги физическими лицами, а также при ненадлежащем исполнении своих платежных обязательств по договорам ресурсоснабжения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для расчета пени принимается минимальное значение: либо ключевая ставка ЦБ РФ на 27.02.2022 (9,5 %), либо ключевая ставка ЦБ РФ, действующая на день фактической оплаты.
Мера направлена на защиту стороны потребителя в текущей ситуации, когда ключевая ставка ЦБ РФ находится на высоком уровне и взыскание пени по данной ставке создает дополнительные трудности в погашении своей задолженности потребителям ресурсов.
Действие постановления распространяется на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2025 и действует до 01.01.2027.
Черменин Евгений Павлович
Читайте в разделе Энергетика
Получить консультацию
Спасибо! Ваше сообщение получено