С какими сложностями сталкиваются высокотехнологические IT-компании при получении мер поддержки?

Юристы ЦПО групп по запросу Торгово-промышленной палаты РФ проанализировали сложности, с которыми сталкиваются высокотехнологические компании в процессе получения мер поддержки и дали свои предложения
1
О статусе высокотехнологической компании
Понятие «высокотехнологическая компания» в законодательстве отсутствует (однако есть официальное понятие в контексте реестра малых технологических компаний и в региональном законодательстве есть реестр стартапов и технологических компаний г. Москвы).

Торгово-промышленная палата РФ упоминает высокотехнологические компании в контексте федерального проекта «Взлет — от стартапа до IPO» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Согласно Приказу Минэкономразвития России от 04.07.2022 № 354 этот проект ориентирован на:

технологические компании — участников Сколково; компании, которые получают поддержку Фонда содействия инновациям; компании, чьи проекты поддержаны Фондом инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП).

Из этого можно сделать вывод, что к высокотехнологическим относятся компании, которые имеют указанный статус или могут претендовать на него.

Также Постановлением Правительства РФ от 15.06.2019 № 773 закреплены понятие высокотехнологичной продукции и её признаки, а именно:

  • товар изготавливается, работа выполняется, услуга оказывается с использованием технологий /техники, соответствующих утвержденным Президентом РФ приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и (или) перечню критических технологий Российской Федерации;
  • товар изготавливается, работа выполняется, услуга оказывается организациями высокотехнологичных и наукоемких отраслей;
  • товар изготавливается, работа выполняется, услуга оказывается с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий;
  • товар изготавливается, работа выполняется, услуга оказывается с участием высококвалифицированного персонала.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р к высокотехнологичным секторам экономики относятся следующие отрасли:
авиационная и ракетно-космическая промышленность;
судостроение;
радиоэлектронная промышленность;
атомный энергопромышленный комплекс;
энергетическое машиностроение;
информационно-коммуникационные технологии.
2
Проблемы мер поддержки высокотехнологических компаний в сфере информационно-коммуникационных технологий. Первая: Поддержка владельцев и производителей программно-аппаратных комплексов (далее – ПАК)
В качестве меры поддержки правообладатели ПАК имеют возможность получить налоговые и иные льготы при условии включения ПАК в реестр российского программного обеспечения. Эта мера доступна только для крупных, давно существующих компаний, а малый и средний бизнес часто откладывает идею о включении ПАК в реестр.
Причина этому – сам процесс включения, поскольку он предполагает прохождение трех непростых этапов:

1.
Включение в реестр Минцифры встроенного в ПАК программного обеспечения

Этап обязывает подготовить отдельную юридическую и техническую документацию на ПО, что нелогично для производителей, поскольку ПО в составе ПАК не является самостоятельно реализуемым объектом и не требует составления пользовательской документации. Однако Минцифры настаивает на составлении такой документации.

2.
Включение в реестры Минпромторга или получение специального заключения Минпромторга (об отсутствии аналогов на территории РФ).

Этот этап очень долгий и трудоемкий, требует большого количества человеческих и финансовых ресурсов, поскольку Минпромторг выдвигает высокие требования к аппаратной части ПАК.

3.
Включение самого ПАК в реестр Минцифры.

На этом этапе нужно подготовить еще один комплект технической документации, но уже на весь программно-аппаратный комплекс. Также здесь встречается много сложностей, связанных с демонстрацией продукта – не всегда понятно, каким образом можно показать функционал ПАК при его специфическом характере.

Таким образом, малый и средний бизнес часто не может включить ПАК в реестр ПО, поэтому налоговые и иные льготы, связанные с мерой поддержки, им не доступны.
Наше предложение

Для решения проблемы необходимо упростить порядок. Например, объединить первый и третий шаг, чтобы подавать документацию не отдельно на ПО и ПАК, а на весь комплекс в целом (как неразрывный технологический объект) с общей технической документацией.

Также есть проблемы для производителей ПАК – компании, которые оказывают услуги по разработке и сопровождению ПАК для сторонних заказчиков и имеют статус аккредитованной ИТ-компании могут пользоваться налоговыми льготами, если докажут, что получают не менее 70% дохода за отчетный период от оказания услуг (выполнения работ) по разработке программно-аппаратных комплексов при наличии документа, подтверждающего отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов и выданного Минцифры (абз. 10 п. 5 статьи 427 НК РФ). Порядок выдачи этого документа отсутствует, то есть компании просто не могут получить льготы. Выход из ситуации мы видим в утверждении доступного для понимания и реализации порядка.
3
Вторая: Проблемы с получением и сохранением статуса аккредитованной ИТ-компании для стартапов
Для ИТ-компаний на старте важно пользоваться льготами (в первую очередь налоговыми, чтобы сократить расходы на ФОТ) и для их получения часто нужно иметь государственную аккредитацию в качестве ИТ-компании.

Для стартапов (компаний, которые существуют менее 3 лет и имеют доход менее 1 млн. рублей) получить аккредитацию можно в упрощенном порядке (без учета требований к доле дохода, а первые 3 месяца существования до сдачи первого РСВ – и без учета критерия по зарплате). Однако при ежегодном подтверждении (которое компании, аккредитованные до 1 июня, должны проходить уже в год получения аккредитации) эти преференции «аннулируются», и компанию проверяют по всем критериям (и доход, и зарплата). При этом в первые месяцы компания может вообще не иметь контрактов, а лишь привлекать инвестиции, то есть дохода от ИТ-деятельности может не быть.
Наше предложение

Предлагаем освободить компании, которые аккредитуются как стартапы, от подтверждения аккредитации в первый год аккредитации или проводить подтверждение аккредитации по тем же критериям, что и при её получении.
4
Третья: Возмещение НДФЛ не принято
На основе Указа Президента РФ от 02.03.2022 № 83 Минцифры в 2022 году предлагало предоставлять безвозмездное финансирование на возмещение аккредитованным ИТ-компаниям, имеющим право на получение льгот, их расходов на обеспечение льготной ставки по ипотеке и повышение уровня оплаты труда, в том числе в пределах суммы уплаченного по ним НДФЛ. До сих пор не принят документ, закрепляющий порядок расчета необходимого финансирования, определения сотрудников компаний, которые смогут воспользоваться такими льготами.
Наше предложение

Необходимо законодательно урегулировать вопрос в ближайшее время.

Проблематика и предложения были переданы для изучения в Торгово-промышленную палату РФ и обсуждались 10 января 2024 года на заседании Комиссии по комплексному развитию территорий и региональных финансов в Совете ТПП России по финансово-промышленной и инвестиционной политике. Об этом мероприятии мы рассказывали ранее.
Мы надеемся, что предложения по решению описанных проблем будут услышаны и рассчитываем на устранение препятствий для высокотехнологических компаний в сфере ИТ при получении мер поддержки в ближайшем будущем.

На сегодняшний день проблемы остаются, но это не означает, что бизнес должен отказываться от своего права на получение льгот. Многие сложности можно устранить с помощью опытных специалистов. Рекомендуем обращаться к юристам в сфере IT, которые сопроводят процесс получения мер поддержки.

    Петрова Дарья Владимировна

    Руководитель направления "IT и персональные данные"

    +7 (812) 603-45-25 (доб.334)
    E-mail: cpo2@pravorf.ru
    IT и электронная коммерция
    Пакет услуг для компаний-производителей цифровых продуктов
    Включение в реестр российского ПО
    Сопровождение процедуры внесения сведений о программном обеспечении и программно-аппаратном комплексе в реестр Минцифры
    Читайте в разделе IT и электронная коммерция