Обзор законопроектов о регулировании цифровой валюты

Госдума рассматривает законопроекты, предусматривающие изменения в законы о цифровых финансовых активах и противодействии легализации доходов. Мы подготовили разбор планируемых изменений
В мировой практике широко распространяются инновационные процессы и явления, одним из которых можно назвать цифровую валюту. В России цифровая валюта также применяется всё чаще и входит в оборот среди различных субъектов. Несмотря на это, законодательное регулирование этой сферы развито недостаточно, что требует изменений. И такие изменения происходят. 

Государственная Дума РФ в первом чтении рассматривает законопроект № 237585-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования цифровой валюты)» (далее – Законопроект № 237585-8), а также законопроект № 341257-8 «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке)» (далее – Законопроект № 341257-8).

В указанных Законопроекте № 237585-8 и Законопроекте № 341257-8 предлагаются изменения в ряде нормативных правовых актов (например, Федеральный закон от 31.07.2020 № 259 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иные)».
1
Новые понятия
Законопроектом № 237585-8 урегулированы некоторые новые понятия: «майнинг цифровой валюты», «майнинг-пул», «оператор майнинговой инфраструктуры»:

Майнинг цифровой валюты 
- деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических средств и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую в том числе технологию распределенного реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты и (или) получение лицом, осуществляющим майнинг цифровой валюты (в том числе участником майнинг-пула), вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе.

Майнинг-пул
- объединение мощностей нескольких вычислительных устройств, принадлежащих разным владельцам (далее - участники майнинг-пула) и применяемых для целей майнинга, в результате которого осуществляется распределение выпущенной (полученной) цифровой валюты между владельцами указанных вычислительных устройств.

Оператор майнинговой инфраструктуры
 - лицо, оказывающее услуги по предоставлению объектов для размещения вычислительных устройств, программно-аппаратных средств, используемых для осуществления деятельности, указанной в частях 13 и 14 настоящей статьи, включая инженерно-техническое обеспечение (электроснабжение) и/или предоставление в пользование указанных вычислительных устройств, программно-аппаратных средств.

Также, в п. 2 ст. 1 изложено понимание «организации обращения в РФ цифровой валюты». Под такой деятельностью понимается:
  • Оказание услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и/или операций, влекущих переход цифровой валюты от одного субъекта к другому если хотя бы одной из сторон указанных сделок и (или) операций является юридическое лицо, личным законом которого является российское право, филиал, представительство и иное обособленное подразделение международной организации и иностранного юридического лица, компания и другое корпоративное образование, обладающее гражданской правоспособностью, созданное на территории Российской Федерации, или физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев;
  • Оказание услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и/или операций, влекущих переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, если при этом используются объекты национальной информационной инфраструктуры.
2
Правила оборота
Законопроект предлагает запретить организацию обращения цифровой валюты, за исключением случаев, предусмотренных чч. 13 и 14 ст. 1 настоящего федерального закона (ч. 9 пп. «г» п. 2 ст. 1 Законопроекта № 237585-8). Исключительным правом на осуществление оборота цифровой валюты наделяются субъекты, официально включённые в соответствующий реестр, а также физические лица без включения в реестр в случае, если их майнинговая деятельность не превышает установленные Правительством лимиты энергопотребления. Исключением также считаются те субъекты, которые относятся к осуществлению майнинга цифровой валюты и тестовым проектам ЦБ в рамках экспериментального правового режима (ЭПР) в соответствии с Законопроектом № 341257-8.

Кроме того, Законопроект № 237585-8 запрещает рекламу и/или иные предложения цифровых валют, а также товаров/работ/услуг с целью распространения, выпуска цифровой валюты:

«В Российской Федерации запрещается реклама и (или) предложение в иной форме неограниченному кругу лиц цифровых валют, а также товаров (работ, услуг) в целях организации выпуска, выпуска, организации обращения, обращения цифровой валюты» (ч. 8 пп. «г» п. 2 ст. 1 Законопроекта № 237585-8).
Стоит отметь, что на данный момент обращение цифровой валюты не ограничено и не запрещено. Существует лишь запрет использовать цифровую валюту в качестве средства оплаты товаров/работ/услуг (ч. 5 ст. 14 ФЗ от 31.07.2020 № 259 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Законопроект № 237585-8 также закрепляет право уполномоченного органа установить запрет и/или ограничение на совершение сделок с цифровой валютой по согласованию с Банком России в случаях обеспечения финансовой безопасности государства (ч. 17 пп. «г» п. 2 ст. 1 Законопроекта № 237585-8). Таким же правом обладает и Правительство РФ: оно вправе запретить майнинг цифровой валюты в отдельных субъектах РФ или на отдельных территориях.
3
ЭПР
Особые правила регулирования цифровой валюты устанавливаются Банком России в рамках ЭПР, согласно ст. 4 Законопроекта № 341257-8. Такие изменения в правилах могут вноситься нормативными актами ЦБ в части регулирования отношений, возникающих при обороте, в том числе майнинге, цифровой валюты в РФ.

Положения программы ЭПР могут изменять нормы законодательства в отношении сделок с цифровой валютой, совершаемых при осуществлении внешнеторговой деятельности через уполномоченную организацию.

Решение об установлении ЭПР подлежит согласованию с Росфинмониторингом, ФСБ и Минфин.

Преимущество использования цифровой валюты в международные расчёты будет введено, в том числе и для удобства экспортёров: это будет способствовать законному получению оплаты за поставки своей продукции на мировые рынки.
4
Создание «Реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, и реестра операторов майнинговой инфраструктуры»
Законопроект № 237585-8 в ч. 1 п. 3 ст. 1 устанавливает, что российские юридический лица и ИП вправе осуществлять майнинг цифровой валюты с момента включения в Реестр. Закрепляется также право Правительство по согласованию с ЦБ устанавливать иные требования к указанной деятельности.

Контроль за Реестром, в том числе его ведение, включая внесение сведений, принятие решений об отказе внесения сведений, исключение сведений из Реестра, предлагается возложить на Минцифры России. Однако порядок и основания ведения Реестра будут установлены Правительством РФ

При включении в Реестр сведений о лице, осуществляющем майнинг, в т.ч. участнике майнинг-пула, ему присваивается уникальная последовательность символов, предназначенная для учёта операций с цифровой валютой (адрес-идентификатор, адрес-идентификатор майнинг-пула). При получении цифровой валюты в случае выпуска (получения) субъект Реестра обязан предоставить сведения о факте получения вместе с адресом-идентификатором в уполномоченный орган.

При этом ИП и также юрлица, учредителями (участниками), бенефициарными владельцами, единоличным исполнительным органом которых являются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления, будут не в праве осуществлять майнинг цифровой валюты.
5
Деятельность госорганов
Законопроект обязывает лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, предоставлять уполномоченному органу по его запросу сведения о совершаемых ими операциях/сделках с цифровой валютой (п. 2 ст. 2 Законопроекта № 237585-8).

Адрес-идентификатор (адрес-идентификатор майнинг-пула) предоставляется по их запросу в целях исполнения возложенных задач в Росфинмониторинг, ФСБ, ФНС, Росимущество в случаях, установленных федеральными законами.

Также информацию по всем сделкам с цифровой валютой необходимо будет направлять уполномоченному органу, определённому Правительством по согласованию с ЦБ. Уполномоченный орган в свою очередь будет предоставлять такие сведения в Росфинмониторинг и в Банк России в порядке, объёме и сроке, предусмотренными соглашениями между ними.

Помимо этого, уполномоченный орган, согласно Законопроекту № 237585-8, сможет запросить у кредитных организаций, если с их участием осуществлялись такие расчёты, информацию о расчётах по сделкам с цифровой валютой.
6
Ограничения электроэнергетики
Как уже оговаривалось ранее, Правительство имеет право по Законопроекту № 237585-8 запретить осуществление майнинга цифровой валюты в отдельных субъектах и на отдельных территориях. Если потребитель нарушит такой запрет, параметры технологического присоединения будут изменены в части уменьшения максимальной присоединённой мощности вплоть до полного отсоединения.

Кроме того, в случае введения упомянутого запрета допускается также изменение условий энергоснабжения присоединённых устройств, с использованием которых осуществляется майнинг цифровой валюты, а также установление особенностей учёта о технологическом присоединении таких устройств.

Также, лицам, осуществляющим майнинг цифровой валюты, запрещено совмещать его с деятельность по передаче электроэнергии, по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, по производству и купле-продаже электроэнергии.
Таким образом, законопроекты позволят урегулировать значительное число пробелов в сфере осуществления майнинга цифровой валюты и её оборота. Нормы предлагаемых законов позволят выработать судебную практику, на основе которой могут внедряться дальнейшие изменения.
Передков Иван Геннадьевич
Ведущий юрисконсульт

+7 (812) 603-45-25 (доб. 335)
E-mail: cpo41@pravorf.ru
IT и электронная коммерция
Пакет услуг для компаний-производителей цифровых продуктов
Энергетика: консультации, разрешение споров
Разрешаем споры между субъектами энергетики, защищаем права потребителей энергии, занимаемся урегулированием спорных вопросов в сфере технологического присоединения к сетям и неучтенного потребления энергии
Читайте в разделе Новое в законодательстве