Как ФНС выявляет схемы уклонения бизнеса от уплаты налогов? Наш комментарий на портале «Сравни.ру»

Директор московского офиса ЦПО групп Лариса Науменко рассказала порталу «Сравни.ру» как налоговые инспекции выявляют бизнес, который уклоняется от уплаты налогов
По каким критериям инспекции выбирают компании для проведения проверок? Директор московского офиса ЦПО групп, эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса МГО «Опора России» Лариса Науменко ответила на этот вопрос порталу «Сравни.ру».
1
Публикуем комментарий для наших читателей:
«Компании, которые уклоняются от уплаты налогов, выявляются в рамках контрольных мероприятий, в том числе в ходе выездных налоговых проверок. Однако в планы по их проведению попадают не все налогоплательщики.

Налогоплательщики, в отношении которых налоговыми органами будет проведена более детальная проверка на предмет совершения налоговых правонарушений, определяются путём сопоставления отдельных факторов со специальными критериями, которые указаны в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Этот процесс называется предпроверочный анализ. По результатам предпроверочного анализа налоговые органы принимают решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки.
Критерии, используемые налоговыми органами при анализе информации о налогоплательщике, закреплены в приложении №2 к Концепции. Всего таких критериев четырнадцать, в их числе:


  • Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).
  • Отражение в налоговой отчётности значительных сумм налоговых вычетов за определённый период.
  • Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближённой к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  • Непредоставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  • Непредоставление налоговому органу запрашиваемых документов.
  • Неоднократное снятие с учёта и постановка на учёт в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Если бизнес соответствует критериям, предусмотренным Концепцией, налоговый орган может провести выездную налоговую проверку.
Особое внимание ФНС в последнее время уделяет критерию извлечения необоснованной налоговой выгоды (абз. 15 разд. 4 Концепции).

Необоснованная налоговая выгода — это уменьшение налога (его зачёт, возврат) в ситуации, когда формально у налогоплательщика право на это есть, но оно получено в результате совершения недобросовестных действий, например сознательного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни заключения формальных сделок, использования фирм-однодневок.

В конце 2022 года налоговый орган в Письме ФНС России от 30 декабря 2022 года №СД-4-18/17916@ «О направлении Обзора успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения» обобщил практику выявления схем уклонения от налогообложения.

В Письме налоговый орган обозначил, что в ходе предпроверочного анализа ФНС и правоохранительные органы определяют реального бенефициара бизнеса, который будет отвечать за налоговое правонарушение.

Наиболее эффективными мероприятиями при этом являются допросы свидетелей, потерпевшего, осмотр (обыск) территорий, истребование документов и информации, проведение экспертизы, обыск и выемка документов, контроль и запись переговоров.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов позволяет устранять схемы уклонения бизнеса от налогообложения. Налоговый орган обращает внимание на наличие успешной практики, касающейся выявления и пресечения преступлений в сфере налогообложения.
2
Комментарий Ларисы Науменко доступен по ссылке.
Отметим, что в последнее время ФНС изменила подход к проведению контрольных мероприятий. Мы подробно рассказываем об этом, а также о том, как бизнесу защитить свои права в процессе взаимодействия с инспекциями, в новых статьях раздела «Налоговое право и споры».
Науменко Лариса Сергеевна
Директор московского офиса ЦПО групп

+7 (495) 150-50-45 (доб. 322)
+7 906 739-99-11
E-mail: cpo15@pravorf.ru
Налоговое право и споры
Сопровождение налоговых проверок на любой стадии, анализ и подготовка документов, защита при налоговых спорах
Сопровождение сделок с недвижимостью
Проверим объект недвижимости и продавца/ покупателя, подготовим все документы, зарегистрируем в Росреестре
Читайте в разделе Комментарии в СМИ