Банк России ужесточил правила контроля за операциями с бюджетными средствами в рамках Закона № 115-ФЗ
С конца марта 2023 года Банк России расширил перечень признаков подозрительных операций. Оцениваем влияние усиления банковского контроля на бизнес
Изображение от storyset на Freepik
Вступило в силу Указание Банка России от 07.11.2022 № 6308-У, которым в Положение Банка России № 375-П добавлено два новых признака подозрительности операций:
1204 — Операции на сумму от 5 миллионов руб., имеющие признаки обналичивания (включая транзитные операции), и участник такой операции является исполнителем государственного (муниципального) контракта или получателем субсидий из бюджетных средств.
1205 — Операции, свидетельствующие о дроблении контрактов в сфере гособоронзаказов, в том числе перечисление средств по нескольким контрактам, заключенным в течение одного месяца с одним и тем же контрагентом.
Признак подозрительности 1202 — Снятие клиентом в наличной форме бюджетных денежных средств, полученных в форме субсидии из Положения № 375-П исключен.
Изменения касаются всех получателей бюджетных средств и их контрагентов. Теперь формулировки признаков подозрительности операций, связанных с оборотом бюджетных средств, делают подозрительными гораздо больший круг банковских операций. Такая тенденция означает рост числа ограничений по счетам.
Частое заблуждение клиентов – считать, что если они работают по государственному контракту, значит они уже прошли повышенный контроль и каких-либо сомнений в законности поступлений и расходований быть не может. Однако это не так. Операции по счетам получателей бюджетных средств – предмет особого внимания со стороны банков, их задача – не допустить нецелевое расходование бюджета, тем более использование бюджетных средств в противоправных целях.
Например, если компания-генподрядчик по госконтракту заказывает отдельные работы или закупает материалы у ИП, такая операция потенциально является для банка подозрительной, так как ИП вправе снимать наличные деньги без ограничений и их расходование отследить невозможно. Риск применения мер по Закону № 115-ФЗ присутствует, даже если сумма сделки менее 5 миллионов. Банки вправе самостоятельно устанавливать дополнительные признаки подозрительности, и на практике возникают вопросы к компаниям, которые часто рассчитываются с ИП даже на небольшие суммы.
1204 — Операции на сумму от 5 миллионов руб., имеющие признаки обналичивания (включая транзитные операции), и участник такой операции является исполнителем государственного (муниципального) контракта или получателем субсидий из бюджетных средств.
1205 — Операции, свидетельствующие о дроблении контрактов в сфере гособоронзаказов, в том числе перечисление средств по нескольким контрактам, заключенным в течение одного месяца с одним и тем же контрагентом.
Признак подозрительности 1202 — Снятие клиентом в наличной форме бюджетных денежных средств, полученных в форме субсидии из Положения № 375-П исключен.
Изменения касаются всех получателей бюджетных средств и их контрагентов. Теперь формулировки признаков подозрительности операций, связанных с оборотом бюджетных средств, делают подозрительными гораздо больший круг банковских операций. Такая тенденция означает рост числа ограничений по счетам.
Частое заблуждение клиентов – считать, что если они работают по государственному контракту, значит они уже прошли повышенный контроль и каких-либо сомнений в законности поступлений и расходований быть не может. Однако это не так. Операции по счетам получателей бюджетных средств – предмет особого внимания со стороны банков, их задача – не допустить нецелевое расходование бюджета, тем более использование бюджетных средств в противоправных целях.
Например, если компания-генподрядчик по госконтракту заказывает отдельные работы или закупает материалы у ИП, такая операция потенциально является для банка подозрительной, так как ИП вправе снимать наличные деньги без ограничений и их расходование отследить невозможно. Риск применения мер по Закону № 115-ФЗ присутствует, даже если сумма сделки менее 5 миллионов. Банки вправе самостоятельно устанавливать дополнительные признаки подозрительности, и на практике возникают вопросы к компаниям, которые часто рассчитываются с ИП даже на небольшие суммы.
Как новое Указание Банка России влияет на оценку степени риска?
Если клиент не сможет подтвердить законность расчетов и реальность сделок, банк не только ограничит банковское обслуживание или откажет в проведении операции, но и отнесёт клиента к группе среднего или высокого риска.
Закрытие счета в «проблемном» банке и открытие нового счета проблему не решат. При принятии на обслуживание банки относят клиента к одной из групп риска, используя любую доступную информацию. Чаще всего банки ориентируются на оценку других банков, отраженную в системе «Знай своего клиента». Новое Указание Банка России этот подход закрепило.
То есть, если хотя бы в одном банке клиент отнесен к группе среднего риска, есть вероятность, что новый банк сразу отнесет его к группе среднего риска, не дожидаясь проведения по счету подозрительных операций.
Таким образом, клиентам банков необходимо знать о двух важных изменениях в сфере Закона № 115-ФЗ:
1. Если вы являетесь исполнителем госконтракта или получаете от такого лица средства, операции по вашему счету банк потенциально может посчитать подозрительными. Необходимо заранее обратить внимание на составление документов, чтобы при необходимости подтвердить банку реальность сделки;
2. Если хотя бы один банк внес клиента в группу среднего или высокого риска, клиент потенциально может быть отнесен к этим группам и в других банках. В другом банке в открытии счета может быть отказано по причине наличия информации об отнесении клиента к группам повышенного риска. Разрешать ситуацию лучше с банком, который ввел ограничения первым.
Закрытие счета в «проблемном» банке и открытие нового счета проблему не решат. При принятии на обслуживание банки относят клиента к одной из групп риска, используя любую доступную информацию. Чаще всего банки ориентируются на оценку других банков, отраженную в системе «Знай своего клиента». Новое Указание Банка России этот подход закрепило.
То есть, если хотя бы в одном банке клиент отнесен к группе среднего риска, есть вероятность, что новый банк сразу отнесет его к группе среднего риска, не дожидаясь проведения по счету подозрительных операций.
Таким образом, клиентам банков необходимо знать о двух важных изменениях в сфере Закона № 115-ФЗ:
1. Если вы являетесь исполнителем госконтракта или получаете от такого лица средства, операции по вашему счету банк потенциально может посчитать подозрительными. Необходимо заранее обратить внимание на составление документов, чтобы при необходимости подтвердить банку реальность сделки;
2. Если хотя бы один банк внес клиента в группу среднего или высокого риска, клиент потенциально может быть отнесен к этим группам и в других банках. В другом банке в открытии счета может быть отказано по причине наличия информации об отнесении клиента к группам повышенного риска. Разрешать ситуацию лучше с банком, который ввел ограничения первым.
При наличии спорных ситуаций незамедлительно обращайтесь к юристам. Наша команда имеет опыт разблокировки счетов во всех крупнейших банках России. Юристы ЦПО групп проконсультируют предпринимателей, оценят перспективы ситуации, представят интересы клиента в банке, Межведомственной комиссии ЦБ и суде.
Юридическая помощь при блокировке счета
Читайте в разделе Статьи и Практика
Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group:
Получить консультацию
Спасибо! Ваше сообщение получено