Злоупотребления и противоправные схемы заказчиков закупок, и как с ними бороться?
С какими сложностями и злоупотреблениями может столкнуться участник «бумажной» закупки - в статье старшего юрисконсульта ЦПО групп Максима Прокопенко
Злоупотребления при бумажных процедурах в закупках
В связи с принятием Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с начала 2019 года Заказчикам предложено перевести закупки в электронную форму.
Такой порядок обеспечивает прозрачность процедур, значительно расширяет конкуренцию в закупках, снижает издержки потенциальных поставщиков. Тем не менее, Заказчик вправе в положении о закупках сохранять возможность проведения закупки не в электронной, а «бумажной» форме. С какими сложностями может столкнуться участник «бумажной» закупки?
Такой порядок обеспечивает прозрачность процедур, значительно расширяет конкуренцию в закупках, снижает издержки потенциальных поставщиков. Тем не менее, Заказчик вправе в положении о закупках сохранять возможность проведения закупки не в электронной, а «бумажной» форме. С какими сложностями может столкнуться участник «бумажной» закупки?
Распространенные противоправные схемы
Закрепленная частью 3.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» возможность осуществлять закупки «иными способами» позволяет Заказчикам избирать любую систему закупок, чем пользуются недобросовестные заказчики.
При проведении процедур по определению поставщика также часто нарушается ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В частности, это происходит в случаях, когда недобросовестные Заказчики и участники договариваются друг с другом с целью получения конкретного результата закупки. Вступить в сговор с участником закупки может и представитель Заказчика, преследующий личный интерес. Договориться могут и участники закупки, с целью сделать победителем одного из них.
Подобными действиями стороны закупки исключают конкурентную борьбу. Выигрывает участник, которого с Заказчиком (его представителем) связывают взаимовыгодные отношения. Сговоры наносят ущерб не только участнику закупки, который изначально лишен возможности выиграть тендер, но и Заказчику, представитель которого договаривается с недобросовестным участником. В результате сговора затрудняется экономия на закупках, так как при нарушении правил честной конкуренции сильно ограничивается выбор.
При сговоре Заказчика с поставщиками разрабатываются схемы, позволяющие победить тому Исполнителю, с которым Заказчик желает заключить контракт. В этих случаях закупочная документация составляется с учетом планов Заказчика на конкретного Исполнителя. Кроме того, зачастую принимаются меры для сокрытия закупки от других участников (проставляется неверный код ОКПД2, некорректно описывается объект закупки, предъявляются избыточные требования и т.д.). Также Заказчик может установить невыгодные, или затруднительные условия исполнения контракта. Например, слишком короткие сроки выполнения работ (разработка проектной документации в течение 10 дней) или неоправданно длинные сроки оплаты (до полугода с момента приемки товаров, работ, услуг). Добросовестные поставщики пройдут мимо такой закупки, понимая, что Заказчик желает видеть «своего» поставщика и будет препятствовать случайно выигравшему добросовестному поставщику.
Еще одной распространенной схемой является составление закупочной документации под продукцию конкретного поставщика. Заказчик определяет такие требования к товару, что продукция других Исполнителей просто не подходит под эти требования. Такими действиями устраняется конкуренция, нужный поставщик подает заявку и выигрывает. Если заявку подаст еще и другой поставщик, она будет отменена из-за несоответствия требованиям.
Наиболее сложным для защиты интересов добросовестных участников является практика проведения недобросовестными заказчиками закрытых заседаний комиссий, где конверты с заявками вскрываются без присутствия участников, а предложение победителя минимально отличается от предложения добросовестного участника.
При проведении процедур по определению поставщика также часто нарушается ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В частности, это происходит в случаях, когда недобросовестные Заказчики и участники договариваются друг с другом с целью получения конкретного результата закупки. Вступить в сговор с участником закупки может и представитель Заказчика, преследующий личный интерес. Договориться могут и участники закупки, с целью сделать победителем одного из них.
Подобными действиями стороны закупки исключают конкурентную борьбу. Выигрывает участник, которого с Заказчиком (его представителем) связывают взаимовыгодные отношения. Сговоры наносят ущерб не только участнику закупки, который изначально лишен возможности выиграть тендер, но и Заказчику, представитель которого договаривается с недобросовестным участником. В результате сговора затрудняется экономия на закупках, так как при нарушении правил честной конкуренции сильно ограничивается выбор.
При сговоре Заказчика с поставщиками разрабатываются схемы, позволяющие победить тому Исполнителю, с которым Заказчик желает заключить контракт. В этих случаях закупочная документация составляется с учетом планов Заказчика на конкретного Исполнителя. Кроме того, зачастую принимаются меры для сокрытия закупки от других участников (проставляется неверный код ОКПД2, некорректно описывается объект закупки, предъявляются избыточные требования и т.д.). Также Заказчик может установить невыгодные, или затруднительные условия исполнения контракта. Например, слишком короткие сроки выполнения работ (разработка проектной документации в течение 10 дней) или неоправданно длинные сроки оплаты (до полугода с момента приемки товаров, работ, услуг). Добросовестные поставщики пройдут мимо такой закупки, понимая, что Заказчик желает видеть «своего» поставщика и будет препятствовать случайно выигравшему добросовестному поставщику.
Еще одной распространенной схемой является составление закупочной документации под продукцию конкретного поставщика. Заказчик определяет такие требования к товару, что продукция других Исполнителей просто не подходит под эти требования. Такими действиями устраняется конкуренция, нужный поставщик подает заявку и выигрывает. Если заявку подаст еще и другой поставщик, она будет отменена из-за несоответствия требованиям.
Наиболее сложным для защиты интересов добросовестных участников является практика проведения недобросовестными заказчиками закрытых заседаний комиссий, где конверты с заявками вскрываются без присутствия участников, а предложение победителя минимально отличается от предложения добросовестного участника.
Как бороться со злоупотреблениями?
Неправомерное поведение Заказчика и участников закупки – экономически обременительное явление для добросовестных заказчиков и для бюджета. И если электронные закупки значительно повышают шансы на непредвзятость Заказчика и прозрачность сделок, то при бумажных процедурах возможность злоупотреблений существенно выше.
На наш взгляд, способствуют дискриминации отдельных участников такие процессы, как закрытые заседания комиссий, на которых вскрывает конверты с заявками без присутствия участников. Тем не менее, у участника закупки, столкнувшегося со злоупотреблениями со стороны Заказчика и других участников, есть шанс защитить свои права.
Законодательство дает право участнику обжаловать в антимонопольный орган противоправные действия Заказчика, или нарушение норм закона в сфере закупок.
Однако необходимо иметь ввиду, что в рамках закупок по Закону № 223-ФЗ заказчик и контролирующий орган при рассмотрении жалоб по Закону № 223-ФЗ связаны требованиями Положения о закупках. В свою очередь Положение о закупках, содержащее положения, ограничивающие конкуренцию, например, запрет на допуск участников закупки к процедуре вскрытия «бумажных» заявок, может быть обжаловано, но по правилам, предусмотренным Законом № 135-ФЗ. Поскольку срок рассмотрения таких жалоб может составлять 3 месяца и более – добросовестные Заказчики необходимо вынуждены осуществлять подготовку к интересующим их торгам заранее.
Для недопущения нарушений и защиты своих прав, потенциальному Участнику закупки необходимо тщательно следить за закупочной деятельностью Заказчика: отслеживать предстоящие и текущие процедуры, просматривать и анализировать содержание его плановой документации. Важно проявлять внимательность при изучении закупочной документации. При возникновении неоднозначных ситуаций можно и нужно направлять Заказчику необходимые запросы.
На наш взгляд, способствуют дискриминации отдельных участников такие процессы, как закрытые заседания комиссий, на которых вскрывает конверты с заявками без присутствия участников. Тем не менее, у участника закупки, столкнувшегося со злоупотреблениями со стороны Заказчика и других участников, есть шанс защитить свои права.
Законодательство дает право участнику обжаловать в антимонопольный орган противоправные действия Заказчика, или нарушение норм закона в сфере закупок.
Однако необходимо иметь ввиду, что в рамках закупок по Закону № 223-ФЗ заказчик и контролирующий орган при рассмотрении жалоб по Закону № 223-ФЗ связаны требованиями Положения о закупках. В свою очередь Положение о закупках, содержащее положения, ограничивающие конкуренцию, например, запрет на допуск участников закупки к процедуре вскрытия «бумажных» заявок, может быть обжаловано, но по правилам, предусмотренным Законом № 135-ФЗ. Поскольку срок рассмотрения таких жалоб может составлять 3 месяца и более – добросовестные Заказчики необходимо вынуждены осуществлять подготовку к интересующим их торгам заранее.
Для недопущения нарушений и защиты своих прав, потенциальному Участнику закупки необходимо тщательно следить за закупочной деятельностью Заказчика: отслеживать предстоящие и текущие процедуры, просматривать и анализировать содержание его плановой документации. Важно проявлять внимательность при изучении закупочной документации. При возникновении неоднозначных ситуаций можно и нужно направлять Заказчику необходимые запросы.