Законопроект об ответственности за «бумажный НДС»: до 7 лет лишения свободы

Законодатель предлагает закрепить в УК РФ статью 173.3, устанавливающую ответственность за сбыт подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Подробности читайте в нашей статье
Сбыт подложных счетов-фактур и налоговых деклараций – довольно распространенное явление и выгодный бизнес для организаторов такой деятельности. По данным ФНС, в 2021 году в результате сбыта таких подложных документов были незаконно оформлены налоговые вычеты на сумму порядка 1 трлн рублей.

Преступная схема выглядит так: злоумышленники приобретают уставные документы компаний, зарегистрированных на подставных лиц. Далее от имени этих компаний изготавливаются подложные налоговые деклараций и счета-фактуры, которые сбываются заказчику или предоставляются в налоговые органы по поручению заказчика. Цель таких мероприятий – подтвердить право на налоговый вычет недобросовестного налогоплательщика.

Организаторы этой деятельности получают за свои услуги вознаграждение в виде процента от суммы фиктивно подтвержденных вычетов.
1
Проблема привлечения к ответственности
Действующие положения уголовного законодательства не содержат мер ответственности, соответствующих опасности рассматриваемого деяния.

В УК РФ есть статья 327, предусматривающая ответственность за подделку, изготовление или оборот поддельных документов. Однако эта статья не охватывает действия по представлению подложных документов с целью незаконного получения налоговых вычетов через подставных лиц. Подложные счета-фактуры и налоговые декларации не рассматриваются в качестве официальных документов, поэтому привлечь за их изготовление/сбыт в рамках статьи 327 УК РФ нельзя.

Также статья 327 УК РФ закрепляет ответственность за использование подложного документа. Применить эту норму можно лишь в отношении действий по использованию, а действия по изготовлению и сбыту таких документов статья не охватывает.
Из-за отсутствия специальной нормы УК РФ, оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению деятельности по сбыту подложных счетов-фактур и налоговых деклараций не проводятся. К ответственности могут привлечь налогоплательщика, воспользовавшегося фиктивными налоговыми вычетами, а организаторы сбыта остаются безнаказанными.
2
Что может измениться?
В апреле 2023 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, которым предлагается внести в УК РФ статью 173.3 «Сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций». Также планируется распространить на эту статью понятие «подставное лицо», указанное в примечании к статье 173.1 УК РФ.

Тяжесть наказания по новой статье зависит от размера ущерба, причиненного преступными действиями и от размера дохода, извлеченного в результате незаконных действий.

Если сбыт подложных документов причинил крупный ущерб либо сопряжен с извлечением дохода в крупном размере, предусмотрены санкции:

  • штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты/иного дохода осужденного за период от одного 1 года до 2 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 4 лет;
  • либо лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом либо без такового.

За те же деяния, совершенные организованной группой и повлекшие причинение особо крупного ущерба либо сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере, предусмотрена ответственность:

  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • либо лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом или без такового.

Также статьей раскрывается понятие подложных счетов-фактур и деклараций. Документы признаются таковыми, если они оформлены с использованием подставных лиц либо с незаконным использованием персональных данных и содержат заведомо ложные сведения об отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав.
Пока законопроект прошел только первое чтение.
3
Отметим важность запланированных изменений и их последствия для бизнеса
Само появление законопроекта говорит о том, что государство сегодня направляет силы на устранение пробелов и неопределенностей уголовного законодательства, борьбу с незаконными проявлениями в сфере налогообложения. Закрепив в УК РФ новую правовую конструкцию, законодатель устранит возможность получать фиктивно подтвержденные налоговые вычеты и это несомненный плюс для российской правовой системы.
Однако важно понимать, как положения новой статьи будут работать на практике после принятия закона. Необходимо исключить злоупотребления со стороны уполномоченных лиц и любую возможность привлечения к уголовной ответственности по статье 173.1 кроме поставщиков «бумажного НДС» и других налогоплательщиков, не пользующихся услугами организаторов сбыта подложной документации.
Костина Марина Алексеевна
Ведущий юрисконсульт

+7 (495) 150-50-45 (доб. 397)
E-mail: cpo12@pravorf.ru
Налоговое право и споры
Сопровождение налоговых проверок на любой стадии, анализ и подготовка документов, защита при налоговых спорах
Защита при обвинении в налоговых преступлениях
Помощь адвоката в день обращения и сопровождение в правоохранительных органах
Читайте в разделе Налоговое право и споры