Постановление КС РФ: убытки от увеличения ставки НДС могут быть распределены между сторонами договора

Теперь половина издержек поставщика по исполнению договора, в том числе заключенного по 223-ФЗ, может быть возложена на заказчика
Подготовлено специалистами ЦПО групп
02.12.2025
25.11.2025 Конституционный Суд РФ в Постановлении № 41-П признал положения законодательства не соответствующими Конституции РФ «в той мере, в какой они ввиду своей пробельности» не предусматривают гражданско-правовых последствий вследствие возникновения убытков исполнителя по договору, которые возникли из-за применения НДС.

Суд рассмотрел этот вопрос, так как после изменений в налоговом законодательстве операции, являющиеся предметом договора, стали облагаться НДС. Однако вопрос не утрачивает своей актуальности на будущее время в связи с предстоящим повышением налоговых ставок.

При разрешении хозяйственного спора Верховный Суд РФ указал: «Когда совершаемые между участниками оборота операции становятся облагаемыми НДС вследствие изменения законодательства, то по общему правилу цена, по которой оплачивается исполнение договора, не включавшая в себя НДС, должна быть увеличена на сумму НДС».

Аналогичного подхода придерживается и ФНС России. Так, в письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период» рассмотрен вопрос последствий в случае увеличения размера ставки НДС. По мнению ведомства, если покупатель доплачивает налог в размере 2% начиная с 1 января 2019 года, такая доплата не должна рассматриваться как увеличение стоимости товара, облагаемой НДС по ставке 20%, а является именно доплатой суммы самого налога. Соответственно, продавец обязан оформить корректировочный счёт-фактуру на сумму разницы между первоначальной суммой налога, начисленной по ставке 18%, и новым размером налога с учётом произведённой доплаты.


Пример: стоимость товара (работы, услуги) по договору 100 000 руб., а сумма НДС 18% в размере 18 000 руб.
После увеличения ставки НДС до 20 % поставщик выставляет счет на 100 000 руб. и НДС 20% в размере 20 000 руб.

Таким образом, неблагоприятные последствия от увеличения налоговой ставки целиком возлагаются на заказчика, который вынужден доплачивать большую сумму налога.

Аналогичная ситуация с увеличением налоговых ставок ожидалась в 2026 году.

Однако Конституционный Суд РФ признал такой подход не конституционным и предусмотрел новые «правила игры»: до внесения в законодательство необходимых изменений, в случае если стороны не смогли прийти к соглашению об изменении цены длящегося договора или о его расторжении в связи с введением обязанности уплаты НДС поставщиком, последний вправе требовать в суде увеличения договорной цены, но не более чем на половину дополнительно начисленной суммы налога, если дальнейшее исполнение такого договора лишает поставщика того, на что он был вправе рассчитывать при заключении этого договора (в т. ч. влечет имущественные потери), а покупатель, не имеющий права воспользоваться налоговым вычетом, отказался изменить договор или расторгнуть его.
То есть, если увеличенный НДС невозможно компенсировать путем налогового вычета, а контрагент отказывается пересмотреть условия договора, суд может принять решение о равном распределении дополнительной налоговой нагрузки между сторонами договора.

Однако это правило не применяется к договорам, заключенным по Закону о контрактной системе № 44-ФЗ, поскольку из ст. 34 этого закона следует, что в цену контракта включены все налоги, обязательные платежи и риски. Однако цена контракта по 44-ФЗ может быть увеличена в следующих случаях:
  • Изменение существенных условий в связи с независящими от сторон обстоятельствами: ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ позволяет изменять существенные условия контракта, заключенного до 01.01.2026, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения, на основании решения высшего исполнительного органа соответствующего уровня (Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации).
  • Увеличение цены договора в связи с ростом цен на строительные ресурсы: пп. "ж" п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 позволяет увеличить цену контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы.
  • Изменение регулируемых цен (тарифов): п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ позволяет изменять цену контракта в случае изменения регулируемых цен (тарифов), например, по контрактам на предоставление услуг обязательного страхования.
  • Изменение объема работ или услуг в пределах 10%: согласно п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, допускается изменение цены контракта пропорционально увеличению или уменьшению количества товара, объема работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. Для строительных работ применяется п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
  • Изменение цены по соглашению сторон (только в отношении контракта, заключенного с единственным исполнителем): п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Законодательные изменения происходят регулярно, судебная практика дополняется новыми разъяснениями. Важно оперативно реагировать на подобные нововведения, чтобы минимизировать финансовые потери и защитить свои интересы. Поэтому рекомендуем своевременно консультироваться с профессиональными юристами ЦПО групп.
Проконсультируйтесь и узнайте стоимость услуг
Оставьте контакты и мы свяжемся с вами, чтобы проанализировать ситуацию и сформировать индивидуальное коммерческое предложение
Спасибо! Ваше сообщение получено
Нажимая кнопку "Отправить" и отправляя данную форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Бизнес-планирование и финансовый анализ деятельности компании
Индивидуально разработаем бизнес-план и оценим финансовые риски проекта
Налоговое структурирование бизнеса в условиях налоговой реформы
Предлагаем комплексные решения по налоговой оптимизации, консультации по законодательным изменениям и сопровождение в процессе внедрения эффективных налоговых практик
Читайте в разделе Налоговое право и споры