Выездная налоговая проверка: о том, как защитить свои права
На этапе выемки и допроса свидетелей инспекторы преследуют основную цель - выявить и подтвердить доказательствами факты нарушения налогового законодательства. Расскажем, как действовать бизнесу, чтобы защитить свои права и интересы во время этих мероприятий
1
Выемка документов и предметов
Эти мероприятия могут производиться не только по месту регистрации налогоплательщика, но и у контрагента проверяемой организации, если есть достаточные сведения о взаимозависимости налогоплательщиков (Письмо ФНС России от 17.09.2021 N СД-4-2/13234@).
В соответствии со ст. 94 НК РФ перед осуществлением выемки проверяющие должны составить мотивированное постановление о ее производстве. Постановление обязательно должно быть подписано должностным лицом налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, а также руководителем (заместителем) налогового органа, вынесшим решение о проведении проверки. В противном случае постановление можно признать в суде недействительным.
Инспекторы обязаны предъявить ответственным лицам или представителю компании постановление о производстве выемки документов и предметов и разъяснить всем присутствующим их права и обязанности.
В соответствии со ст. 94 НК РФ перед осуществлением выемки проверяющие должны составить мотивированное постановление о ее производстве. Постановление обязательно должно быть подписано должностным лицом налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, а также руководителем (заместителем) налогового органа, вынесшим решение о проведении проверки. В противном случае постановление можно признать в суде недействительным.
Инспекторы обязаны предъявить ответственным лицам или представителю компании постановление о производстве выемки документов и предметов и разъяснить всем присутствующим их права и обязанности.
Уклонение от подписи в постановлении не играет роли, инспекторы составят акт об уклонении от подписи.
При этом суды обращают внимание, что при вынесении мотивированного постановления недостаточно формально указать на наличие оснований для производства выемки. Этот вывод налоговый орган должен обосновать. При отсутствии такого обоснования постановление о производстве выемки может быть признано недействительным в судебном порядке.
Также суды отмечают, что обоснованием выемки должны служить конкретные обстоятельства, свидетельствующие о намерении налогоплательщика уничтожить, скрыть или подменить изымаемые документы.
Такими обстоятельствами могут быть:
Если проверяющие предполагают возможность уничтожения документов или иного противодействия со стороны налогоплательщика, они имеют право привлечь сотрудников полиции или провести самостоятельную выемку документов.
При этом должностные лица налогового органа обязаны предложить компании выдать документы (предметы) добровольно. И только в том случае, если будет отказано в этом, инспекторы вправе произвести выемку документов в принудительном порядке (п. 4 ст. 94 НК РФ). О производстве выемки документов и предметов составляется протокол.
Отметим, что проверяющие вправе изымать все, что имеет отношение к предмету налоговой проверки: копии и оригиналы документов, предметы. Например, могут изъять системный блок от компьютера. Инспекторам разрешено вскрывать помещения или иные места, где могут находиться нужные документы, но при этом они обязаны избегать повреждения запоров, дверей или других предметов, если нет такой необходимости (п. 4 ст. 94 НК РФ).
При проведении выемки документов обязательно присутствие двух понятых, ими не могут быть лица, работающие в налоговом органе (п. 4 ст. 98 НК РФ). При этом работники компании могут быть понятыми.
Изымаемые документы и предметы перечисляются и подробно описываются либо в самом протоколе выемки, либо в описях: количество, индивидуальные признаки и по возможности - стоимость (п. 7 ст. 94 НК РФ).
Если при изъятии документов такие данные не указаны, налогоплательщику важно письменно отразить это обстоятельство. Если этого не сделать, вероятны сложности с определением объема изъятых документов. Кроме того, нельзя будет сделать однозначный вывод о том, что все изъятые документы относятся к предмету и периоду проверки.
Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. Обязанность по нумеровке и прошиванию изымаемых документов на налогоплательщика не возложена.
Если изымаются оригиналы документов, налогоплательщику должны быть предоставлены их копии, заверенные должностным лицом налогового органа. Если это невозможно сделать при изъятии, то проверяющие обязаны передать копии в течение 5 рабочих дней после выемки (п. 8 ст. 94 НК РФ).
После составления протокола проверяющие знакомят с ним всех участников выемки (пп. 3, 4 ст. 99 НК РФ) и вручают его копию под расписку ответственному лицу или представителю компании.
Закон запрещает производство выемки документов и предметов в ночное время (с 10 часов вечера до 6 часов утра (ст. 5 УПК РФ, ст.96 ТК РФ). Выемка считается оконченной только после ознакомления с изъятыми документами и подписания соответствующего протокола лицами, участвующими при ее производстве.
Также суды отмечают, что обоснованием выемки должны служить конкретные обстоятельства, свидетельствующие о намерении налогоплательщика уничтожить, скрыть или подменить изымаемые документы.
Такими обстоятельствами могут быть:
- создание препятствий сотрудникам инспекции при проведении проверки, проводимой в помещении налогоплательщика;
- непредставление документов проверяющим;
- отказ от копирования документов, представляемых проверяющим непосредственно в офисе.
Если проверяющие предполагают возможность уничтожения документов или иного противодействия со стороны налогоплательщика, они имеют право привлечь сотрудников полиции или провести самостоятельную выемку документов.
При этом должностные лица налогового органа обязаны предложить компании выдать документы (предметы) добровольно. И только в том случае, если будет отказано в этом, инспекторы вправе произвести выемку документов в принудительном порядке (п. 4 ст. 94 НК РФ). О производстве выемки документов и предметов составляется протокол.
Отметим, что проверяющие вправе изымать все, что имеет отношение к предмету налоговой проверки: копии и оригиналы документов, предметы. Например, могут изъять системный блок от компьютера. Инспекторам разрешено вскрывать помещения или иные места, где могут находиться нужные документы, но при этом они обязаны избегать повреждения запоров, дверей или других предметов, если нет такой необходимости (п. 4 ст. 94 НК РФ).
При проведении выемки документов обязательно присутствие двух понятых, ими не могут быть лица, работающие в налоговом органе (п. 4 ст. 98 НК РФ). При этом работники компании могут быть понятыми.
Изымаемые документы и предметы перечисляются и подробно описываются либо в самом протоколе выемки, либо в описях: количество, индивидуальные признаки и по возможности - стоимость (п. 7 ст. 94 НК РФ).
Если при изъятии документов такие данные не указаны, налогоплательщику важно письменно отразить это обстоятельство. Если этого не сделать, вероятны сложности с определением объема изъятых документов. Кроме того, нельзя будет сделать однозначный вывод о том, что все изъятые документы относятся к предмету и периоду проверки.
Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. Обязанность по нумеровке и прошиванию изымаемых документов на налогоплательщика не возложена.
Если изымаются оригиналы документов, налогоплательщику должны быть предоставлены их копии, заверенные должностным лицом налогового органа. Если это невозможно сделать при изъятии, то проверяющие обязаны передать копии в течение 5 рабочих дней после выемки (п. 8 ст. 94 НК РФ).
После составления протокола проверяющие знакомят с ним всех участников выемки (пп. 3, 4 ст. 99 НК РФ) и вручают его копию под расписку ответственному лицу или представителю компании.
Закон запрещает производство выемки документов и предметов в ночное время (с 10 часов вечера до 6 часов утра (ст. 5 УПК РФ, ст.96 ТК РФ). Выемка считается оконченной только после ознакомления с изъятыми документами и подписания соответствующего протокола лицами, участвующими при ее производстве.
2
Для минимизации рисков, связанных с выемкой документов мы, как правило, рекомендуем:
Передать документы на хранение за пределы офиса (например, в архив). Такая мера позволит налогоплательщику отсрочить предоставление документов, ведь на передачу документации из архива потребуется время. Также предприниматель успеет пригласить специалиста для выстраивания линии защиты.
Не хранить в офисе документы с истекшим сроком хранения. Не допускайте нахождения в офисе и на рабочих местах ненужных данных и информации, которая может быть двояко истолкована.
По возможности использовать для работы удаленный сервер, который может быть отключен дистанционно в любое время.
Проводить разъяснительную работу с коллективом о важности работы исключительно на удаленном сервере, о поддержании порядка в делопроизводстве и при использовании различных мессенджеров.
Создать электронный архив документов. В случае изъятия оригиналов документов, такая мера позволит сохранить нужную информацию и предоставить ее по запросам иных органов или контрагентов.
3
Допрос свидетелей
В феврале 2023 года ФНС опубликовала письмо о риск-ориентированном подходе
при проведении допросов. Документом предписано сократить число допросов на треть, а их эффективность повысить.
при проведении допросов. Документом предписано сократить число допросов на треть, а их эффективность повысить.
Поводом послужил проведенный Федеральной налоговой службой анализ эффективности направления повесток о допросе свидетеля, который выявил следующие проблемы:
- низкая явка свидетелей: доля всех повесток о вызове свидетеля составляет более 43% от всех документов, направляемых налоговыми органами. Явка свидетелей в среднем составляет 15% (в отдельных субъектах не превышает 7%);
- свидетели часто предпочитают уклониться от допроса, так как штраф за неявку свидетеля незначителен - 1000 руб. (п.1 ст.128 НК РФ), чаще их вообще не привлекают к ответственности;
- инспекции вызывают всех подряд и не проводят предварительный анализ роли свидетеля и значимости его показаний;
- часто поручение провести допрос направляются по месту жительства свидетеля, то есть в другой регион, сотрудник, который проводит допрос не в курсе всех существенных обстоятельств, не всегда понимает цели и задачи допроса, чтобы выбрать правильную стратегию и тактику, что тоже влияет на эффективность допроса.
Для повышения эффективности контрольной работы ФНС России поручила инспекциям обеспечить риск-ориентированный подход при подготовке и направлении повесток о допросе свидетеля. Теперь вызывать должны только тех, чьи показания действительно имеют значение для сбора доказательной базы.
Инспекции должны заблаговременно направлять повестки свидетелям, четко формулировать в них цели и задачи допроса, а также приводить примерные вопросы.
На практике часто сталкиваемся с допросами свидетелей. Приведем несколько примеров.
В одном случае налоговый орган использовал допрос свидетелей, чтобы доказать дробление бизнеса. В ходе выездной проверки инспекторы допросили более 100 свидетелей. Их показания положили в основу решения, которым налогоплательщику было доначислено более 1 млрд. руб. налогов.
В другом случае налогоплательщик столкнулся с тем, что в ходе выездной проверки налоговый орган направил 120 повесток заказчикам налогоплательщика. Впоследствии их показания легли в основу акта проверки в части получения налогоплательщиком дохода через контролируемое лицо, на его личную банковскую карту. В результате выездной проверки налоговый орган доначислил налогов на сумму более 132 млн руб. (без пеней и штрафов).
Инспекции должны заблаговременно направлять повестки свидетелям, четко формулировать в них цели и задачи допроса, а также приводить примерные вопросы.
На практике часто сталкиваемся с допросами свидетелей. Приведем несколько примеров.
В одном случае налоговый орган использовал допрос свидетелей, чтобы доказать дробление бизнеса. В ходе выездной проверки инспекторы допросили более 100 свидетелей. Их показания положили в основу решения, которым налогоплательщику было доначислено более 1 млрд. руб. налогов.
В другом случае налогоплательщик столкнулся с тем, что в ходе выездной проверки налоговый орган направил 120 повесток заказчикам налогоплательщика. Впоследствии их показания легли в основу акта проверки в части получения налогоплательщиком дохода через контролируемое лицо, на его личную банковскую карту. В результате выездной проверки налоговый орган доначислил налогов на сумму более 132 млн руб. (без пеней и штрафов).
4
Мы всегда рекомендуем клиентам перед тем, как отправиться на допрос, учитывать следующее:
Приходить на допрос стоит только после получения повестки (инспекторы часто направляют уведомление о вызове налогоплательщика или вызывают по телефону).
Важно подготовиться к допросу: изучить документы, касающиеся вызова, вспомнить обстоятельства заключения сделок, контактные данные контрагентов и другую важную информацию, при необходимости связаться с контрагентами и уточнить у них нужные сведения.
Следует знать свой функционал, предусмотренный должностной инструкцией. Не бояться употреблять фразы: «Я не знаю, это не входит в мои должностные обязанности», «Я не помню, но могу уточнить по документам».
На допросе отвечать только по существу вопроса, не вдаваясь в детали и не сообщая лишних данных.
Свидетель должен сообщать только те факты и сведения, в отношении которых является первоисточником, только то, что непосредственно делал и видел сам. Личное мнение, предположения и слухи недопустимы.
По окончании допроса нужно прочитать протокол и убедиться, что ответы на вопросы записаны верно. Время на изучение протокола не лимитировано. Изучать протокол важно, так на практике мы часто сталкиваемся с тем, что инспекторы искажают, некорректно отражают ответы свидетеля.
Например, руководитель ответил, что лично не знал сотрудников компании-подрядчика, а инспектор написал в протоколе, что организация вообще не проводила работы. Эта информация могла стать аргументом, чтобы признать сделку фиктивной.
5
Место проведения допроса
НК РФ допускает допрос в месте жительства свидетеля. Однако против воли в жилище контролеры могут попасть только по решению суда. Кроме того, им нужно получить согласие других людей, которые живут вместе со свидетелем.
В случае, когда инспекторы приходят с полицией, угрожают и заявляют, что свидетель обязан их впустить, стоит сообщить об этом факте в дежурную часть местного ОВД.
Допрос в нестандартном месте можно признать нарушением. Например, суд поставил под сомнение показания свидетеля, которого допрашивали в вестибюле метро (решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2015 № А40-178035/14-90-618). Однако Верховный суд РФ не видит нарушения, если человек добровольно дал показания на улице и не оспаривает их правдивость (определение от 03.02.2015 № А07-4879/2013).
Действия инспекторов, связанные с давлением, угрозами, запугиванием свидетеля можно оспорить. В частности, суды считают, что результат допроса некорректен, если свидетель дал показания в состоянии сильного душевного волнения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.12.2012 № А53-26826/2011, решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2019 № А82-14071/2018).
В случае, когда инспекторы приходят с полицией, угрожают и заявляют, что свидетель обязан их впустить, стоит сообщить об этом факте в дежурную часть местного ОВД.
Допрос в нестандартном месте можно признать нарушением. Например, суд поставил под сомнение показания свидетеля, которого допрашивали в вестибюле метро (решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2015 № А40-178035/14-90-618). Однако Верховный суд РФ не видит нарушения, если человек добровольно дал показания на улице и не оспаривает их правдивость (определение от 03.02.2015 № А07-4879/2013).
Действия инспекторов, связанные с давлением, угрозами, запугиванием свидетеля можно оспорить. В частности, суды считают, что результат допроса некорректен, если свидетель дал показания в состоянии сильного душевного волнения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.12.2012 № А53-26826/2011, решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2019 № А82-14071/2018).
Если инспектор пытается давить – свидетель вправе требовать прекращения давления. Если это не помогает, свидетель может вписать в протокол фразу «Прошу перенести допрос в связи с плохим самочувствием».
Отметим, что свидетель может использовать телефон и вести аудиозапись на допросе. Такие действия законом не запрещены, хотя инспекторы могут заявить иное.
В статье мы отразили наиболее важные моменты, связанные с защитой прав во время выемки документов/предметов и допроса свидетеля, проводимых в рамках выездной налоговой проверки. Надеемся, эти рекомендации помогут бизнесу отстоять свои интересы при взаимодействии с налоговыми инспекциями.
Также мы рекомендуем предпринимателям перед началом проверочных мероприятий заручиться поддержкой юристов, этот шаг поможет усилить позицию и эффективно донести ее до проверяющих.
Также мы рекомендуем предпринимателям перед началом проверочных мероприятий заручиться поддержкой юристов, этот шаг поможет усилить позицию и эффективно донести ее до проверяющих.
Коняева Анна Юрьевна
Управляющий партнер CPO group
+7 (812) 603-45-25 (доб. 100)
+7 909 591-18-18
E-mail: boss@pravorf.ru
+7 (812) 603-45-25 (доб. 100)
+7 909 591-18-18
E-mail: boss@pravorf.ru
Читайте в разделе Налоговое право и споры
Получить консультацию
Спасибо! Ваше сообщение получено