Выездная налоговая проверка: как подготовиться и не допустить нарушения своих прав

Как действовать предпринимателю, если в отношении его бизнеса назначена выездная налоговая проверка? К каким мероприятиям стоит подготовиться и какую линию поведения выбрать? В статье приводим практические рекомендации для налогоплательщиков

С налоговой проверкой рано или поздно сталкивается любая компания, независимо от отрасли и масштабов бизнеса. Задача инспекторов в ходе выездной проверки - выявить ошибки и нарушения в деятельности предпринимателя, которые впоследствии приведут компанию к штрафам и убыткам. Снизить риски негативных последствий поможет подготовка к выездной налоговой проверке. О том, как это сделать, расскажем в статье.

Как узнать о риске проведения выездной налоговой проверки


Сначала налоговики призывают компанию добровольно-принудительно уточнить свои налоговые обязательства. Это реализуется вызовом на комиссии/заседания рабочей группы, на которых сообщают о вероятных налоговых разрывах или нарушениях.

Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. Как правило основной аргумент налоговиков – выездная налоговая проверка в случае отказа.

В настоящее время это стандартная процедура, которая является тем самым тревожным звоночком о возможном начале выездной проверки в будущем, однако проведение выездной проверки не является обязательным последствием.

С решением о проведении выездной налоговой проверки проверяющий инспектор обязан ознакомить руководителя (представителя) компании. В решении обязательно должны быть указаны проверяемые налоги и период.

Готовиться к проверке следует уже с первых заседаний комиссии. 

До визита инспекторов в офис компании стоит обратить внимание на следующие моменты:
1
Первичная документация
Важно проверить первичные документы, хотя бы по основным контрагентам и по партнерам, к которым ранее налоговый орган проверял интерес. Документация должна быть оформлена по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции.
2
Должная осмотрительность
Важный момент: налоговый орган во время проведения проверок всегда оценивает, проявлена ли предпринимателем должная степень осмотрительности и осторожности при выборе контрагента и взаимодействии с ним. Для подтверждения должной осмотрительности инспекторам можно представить положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.
3
Формирование доказательной базы и линии защиты своих интересов
Предприниматель должен заручиться доказательствами своего добросовестного поведения и продумать, как защищать свои права. 

Разумно привлекать к такой работе юристов, а в случае, если налогоплательщик решил действовать самостоятельно, рекомендуем ходатайствовать в инспекции о продлении сроков предоставления документов. Такой подход позволит получить дополнительное время на перепроверку документации перед ее предоставлением в инспекцию.
4
Подготовка сотрудников
Сегодня у налоговых органов достаточно большой круг полномочий, к проверке они могут подключить правоохранительные органы. Рекомендуем руководству компании подготовить своих работников к предстоящим процедурам. 

Налоговая проверка – это всегда стрессовое мероприятие, во время которого сотрудники могут растеряться, передать проверяющим избыточную, ненужную, противоречивую информацию. Во избежание этого рекомендуем провести с сотрудниками беседу, а также проверить их электронную почту и компьютеры на предмет наличия неоднозначной информации.

Также важно помнить, что все переговоры и договоренности с сотрудниками – это внутренняя политика компании, не стоит распространяться о них и давать сотрудникам указания, которые могут быть зафиксированы и использованы налоговым органом в своих интересах.
Пример из практики

К нам обратилась компания, у которой в ходе выездной налоговой проверки были изъяты не только печать ее партнера по бизнесу, но и переписка с сотрудниками, в которой руководитель компании сообщает о начавшейся проверке и требует от сотрудников убрать и/или уничтожить все лишние документы. Разумеется, на наличие такой переписки налоговый орган указал в своем решении и использовал этот аргумент в качестве подтверждения своей позиции о недобросовестности действий налогоплательщика, и даже умысла на создание схем уклонения от уплаты налогов.
Предпринимателям крайне важно уделять максимум внимания предпроверочному этапу. Стоит тщательно подготовить документы, проанализировать, какие действия/информация могут быть расценены налоговой инспекцией как недобросовестное поведение. Игнорирование этого этапа всегда ухудшает положение проверяемого.
Отметим, что в большинстве случаев предприниматели, которые решают самостоятельно готовиться к выездным налоговым проверкам, упускают из внимания и не учитывают важные детали. Зачастую это является причиной невозможности успешного разрешения налогового спора в дальнейшем.

Мы рекомендуем привлекать для подготовки к проверке юристов, которые проанализируют документы и подготовят руководство, и сотрудников компании к дальнейшим мероприятиям, разработают юридическую стратегию защиты.

Коняева Анна Юрьевна
Управляющий партнер CPO group

+7 (812) 603-45-25 (доб. 100)
+7 909 591-18-18

E-mail: boss@pravorf.ru
Налоговое право и споры
Сопровождение налоговых проверок на любой стадии, анализ и подготовка документов, защита при налоговых спорах
Недвижимость
Проверим объект недвижимости и продавца/ покупателя, подготовим все документы, зарегистрируем в Росреестре
Читайте в разделе Налоговое право и споры