Валютный контроль по новым правилам
С 1 января 2020 года начнет действовать ФЗ от 02.08.2019 N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле...» (за исключением некоторых положений, которые уже вступили в силу)
С 1 января 2020 года начнет действовать ФЗ от 02.08.2019 N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле...» (за исключением некоторых положений, которые уже вступили в силу).
Законом отменяются некоторые обязательные требования, установленные ФЗ от 10.12.2003 N 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - ФЗ № 173). Предусматривается либерализации режима счетов (вкладов) резидентов, которые открыты в банках, расположенных в иностранных государствах. Также закон содержит положения об отмене обязательства по репатриации экспортной выручки в рублях, при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами.
Основные изменения
1. Часть 1 статьи 9 ФЗ № 173 дополнена пунктом, согласно которому разрешаются переводы физлицами - резидентами со своих счетов в уполномоченных банках иностранной валюты для оплаты товаров, работ и услуг на иностранные счета резидентов-физлиц, которые пребывали за пределами России в течение года более 183 дней. Такие переводы допускаются в случае, если лица, получающие на свои счета средства, осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
2. Часть 5 статьи 12 ФЗ № 173 дополнена положением о том, что на счета (во вклады) резидентов-физлиц, открытые в зарубежных банках, могут без ограничений зачисляться средства от нерезидентов. Однако указанное положение может быть применимо лишь при условии, что зарубежные банки расположены в государствах - членах ФАТФ или ОЭСР, а также если государство участвует в обмене автоматической информацией согласно соответствующим Многосторонним соглашением компетентных органов, или другим заключенным с Россией международным соглашением.
3. В статью 12 ФЗ № 173 внесены изменения, согласно которым по общему правилу резиденты могут без ограничений открывать счета не только в банках, расположенных за рубежом, но и в других зарубежных организациях финансового рынка.
4. Часть 7 статьи 12 дополняется новым абзацем, в соответствии с которым резидент – физлицо не должен отчитываться перед налоговым органом о движении средств по своему счету, если он открыт в банке или иной финансовой организации, расположенных за рубежом, если такой банк (организация) находятся в государстве, являющемся членом ФАТФ/ОЭСР и это государство участвует в автоматическом обмене информацией. Физлица не передают отчет в налоговый орган в случае, если сумма зачисленная на счет (или списанная с него) в течение отчетного года не превысила 600.000 рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте, или если остаток средств на счете на конец отчетного года не превышает указанных сумм, если в течение отчетного года не осуществлялось зачисление денежных средств на счет.
5. В статью 23 ФЗ № 173 внесены поправки, расширяющие перечень документации, которую могут запрашивать агенты валютного контроля. Уполномоченный орган наделен правом запрашивать и получать документацию о праве резидента-физлица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на территории страны своего пребывания.
6. Предусматривается поэтапная отмена требований о репатриации (с 2020 по 2024 годы) в отношении внешнеторговых договоров, заключенных между резидентами и нерезидентами, если обязательства по ним определены в рублях и по условиям которых предусмотрена оплата в рублях.
2. Часть 5 статьи 12 ФЗ № 173 дополнена положением о том, что на счета (во вклады) резидентов-физлиц, открытые в зарубежных банках, могут без ограничений зачисляться средства от нерезидентов. Однако указанное положение может быть применимо лишь при условии, что зарубежные банки расположены в государствах - членах ФАТФ или ОЭСР, а также если государство участвует в обмене автоматической информацией согласно соответствующим Многосторонним соглашением компетентных органов, или другим заключенным с Россией международным соглашением.
3. В статью 12 ФЗ № 173 внесены изменения, согласно которым по общему правилу резиденты могут без ограничений открывать счета не только в банках, расположенных за рубежом, но и в других зарубежных организациях финансового рынка.
4. Часть 7 статьи 12 дополняется новым абзацем, в соответствии с которым резидент – физлицо не должен отчитываться перед налоговым органом о движении средств по своему счету, если он открыт в банке или иной финансовой организации, расположенных за рубежом, если такой банк (организация) находятся в государстве, являющемся членом ФАТФ/ОЭСР и это государство участвует в автоматическом обмене информацией. Физлица не передают отчет в налоговый орган в случае, если сумма зачисленная на счет (или списанная с него) в течение отчетного года не превысила 600.000 рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте, или если остаток средств на счете на конец отчетного года не превышает указанных сумм, если в течение отчетного года не осуществлялось зачисление денежных средств на счет.
5. В статью 23 ФЗ № 173 внесены поправки, расширяющие перечень документации, которую могут запрашивать агенты валютного контроля. Уполномоченный орган наделен правом запрашивать и получать документацию о праве резидента-физлица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на территории страны своего пребывания.
6. Предусматривается поэтапная отмена требований о репатриации (с 2020 по 2024 годы) в отношении внешнеторговых договоров, заключенных между резидентами и нерезидентами, если обязательства по ним определены в рублях и по условиям которых предусмотрена оплата в рублях.
Значение изменений
В качестве положительных последствий нововведений законодатель называет повышение статуса национальной валюты (завоевание рублем статуса региональной валюты и средства международных расчетов). Также в пояснительной записке к закону указано, что изменения помогут создать правовую базу для расширенного использования рубля во внешнеторговых расчетах.
Положительной инициативой видится расширение перечня разрешенных валютных операций, совершаемых между резидентами и возможность открывать счета не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка.
Обращаем внимание на нововведение, касающееся зачисления средств на банковские счета физлиц-резидентов от нерезидентов без ограничений. Указанной возможностью можно воспользоваться только в случае, если одновременно соблюдены следующие условия: банк расположен в пределах государства - члена ФАТФ или ОЭСР и это государство участвует в обмене автоматической информацией. При этом важно понимать, что список стран, участвующих в автоматическом обмене информацией не идентичен списку стран ФАТФ/ОЭСР.
На наш взгляд, рассмотренные поправки являются положительной инициативой. Законодатель продемонстрировал новый подход к механизму использования иностранных банковских счетов в российском законодательстве.
Положительной инициативой видится расширение перечня разрешенных валютных операций, совершаемых между резидентами и возможность открывать счета не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка.
Обращаем внимание на нововведение, касающееся зачисления средств на банковские счета физлиц-резидентов от нерезидентов без ограничений. Указанной возможностью можно воспользоваться только в случае, если одновременно соблюдены следующие условия: банк расположен в пределах государства - члена ФАТФ или ОЭСР и это государство участвует в обмене автоматической информацией. При этом важно понимать, что список стран, участвующих в автоматическом обмене информацией не идентичен списку стран ФАТФ/ОЭСР.
На наш взгляд, рассмотренные поправки являются положительной инициативой. Законодатель продемонстрировал новый подход к механизму использования иностранных банковских счетов в российском законодательстве.