Система категорирования участников внешнеэкономической деятельности: ключевые изменения

ФТС России рекомендует участникам ВЭД, которые ранее относились к категории низкого уровня риска, но перешли в иные категории, принять меры по получению статуса уполномоченного экономического оператора.
Подготовлено специалистами ЦПО групп
24.11.2020

В основу процессов управления рисками в таможенной службе Российской Федерации положена субъектно-ориентированная модель системы управления рисками (далее – СУР), предусматривающая распределение участников ВЭД по различным уровням риска.

Управление рисками закреплено Стандартом 6.5 Киотской конвенции (Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, совершено в Киото 18.05.1973, Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 года (Федеральный закон от 03.11.2010 № 279-ФЗ).

Категорирование: цели и основные принципы

В зависимости от степени вероятности совершения участниками ВЭД таможенных правонарушений с учетом ретроспективного анализа наличия или отсутствия ранее совершенных правонарушений таможенные органы распределяют участников ВЭД в три категории:
  • Низкий уровень риска – добросовестные участники ВЭД, к которым, как правило, применяется таможенный контроль, реализуемый на этапе после выпуска товаров;
  • Средний уровень риска – промежуточный уровень, включающий в себя всех тех участников ВЭД, которые не попали ни в низкий уровень риска, ни в высокий. Данная категория включает в себя наибольшее количество участников ВЭД и предусматривает преимущественное проведение таможенного контроля в документарной форме;
  • Высокий уровень риска – предусматривает документарный и фактический контроль на этапе до выпуска товаров.

Таким образом, отнесение к той или иной категории уровня риска предусматривает дифференцированный подход к объему и формам таможенного контроля, применяемым к товарам, перемещаемым участником ВЭД через границу.
Ниже представлена диаграмма, визуализирующая распределение участников ВЭД по категориям в зависимости от уровня риска.
Категорирование позволяет обеспечить возможность рационального использования ограниченных ресурсов таможенных органов путем концентрирования внимания на тех участниках ВЭД, добросовестность которых должным образом не подтверждена.

Категорирование участников ВЭД: подходы к определению уровня риска

Ранее категорирование осуществлялось посредством двух подходов:

1. Отраслевое категорирование

– регламентировалось отдельными ведомственными приказами по конкретным отраслям. 

В частности, отраслевому категорированию подлежали участники ВЭД:
  • осуществляющие ввоз товаров, классифицируемых в группе 03 и товарных позициях 1604, 1605, 1603 00 ТН ВЭД ЕАЭС (Приказ ФТС России № 1740 от 27.08.2015);
  • осуществляющие ввоз товаров, классифицируемых в группе 02 ТН ВЭД ЕАЭС (Приказ ФТС России № 733 от 11.04.2016);
  • осуществляющих ввоз автокомпонентов, их узлов, агрегатов, применяемых при промышленной сборке моторных транспортных средств и другой сопутствующей продукции (Приказ № ФТС России 706 от 08.04.2016);
  • осуществляющие экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной степени переработки, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины (Приказ ФТС России № 731 от 11.04.2016);
  • осуществляющих производственную деятельность (Приказ ФТС России № 732 от 11.04.2016).

Отличительной чертой отраслевого подхода к категорированию являлся заявительный порядок. Приказами ФТС России устанавливались конкретные показатели, соблюдение которых позволяло отнести участника ВЭД к низкому уровню риска.

Обращением участника ВЭД инициировались сбор и анализ информации об уровне соблюдения участником ВЭД установленных критериев, по итогу анализа, проводившегося 30 календарных дней с возможностью приостановления срока при запросе документов, таможенный орган уведомлял участника ВЭД об итогах проведенного анализа.

2. Автоматизированное категорирование

– регламентировалось Приказом ФТС России от 01.12.2016 № 2256 (утратил силу 18.06.2020). Его преимуществом было распределение участников ВЭД вне зависимости от отраслевой принадлежности. Автоматизированный подход позволял с использованием программных средств таможенных органов, а также с учетом информационных ресурсов, имеющихся в распоряжении ФТС России, осуществлять распределение участников ВЭД по категориям путем последовательного расчета показателей контрольных значений по отдельным 36 критериям, установленным в Приказе ФТС № 2256.

Также данным ведомственным актом были предусмотрены факторы, наличие которых автоматически блокировало возможность отнесения участника ВЭД к категории низкого уровня риска. К таковым, к примеру, относилась невозможность проведения в отношении участника ВЭД таможенной проверки как основной формы таможенного контроля после выпуска товаров; нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации, банкротства; наличие неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока уплаты и т.д.

Вместе с тем, автоматизированное категорирование осуществлялось ежеквартально, согласно п.5 Приказа ФТС России № 256, не позднее 25 числа последнего месяца квартала.

Вышеуказанные ведомственные акты были опубликованы в правовых системах, свободный доступ к ним обеспечивал открытость системы категорирования, прозрачность процедуры распределения лиц по категориям, а также позволял участникам ВЭД на основе внутреннего аудита оценить вероятность попадания в ту или иную категорию.

Категорирование участников ВЭД: современное состояние

20 июня 2020 года вступил в силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.02.2020 № 29н «Об утверждении порядка проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичности и формы его проведения, перечня критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции, условий отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска, условий дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, а также порядка проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска». Также ФТС России 19 июня 2020 года издан приказ № 549 «О признании утратившими силу некоторых правовых актов ФТС России», которым были отменены все приказы ФТС России как об отраслевом, так и об автоматизированном категорировании участников ВЭД.

Таким образом, в настоящее время основным нормативно-правовым актом, определяющим порядок категорирования участников ВЭД, является Приказ Минфина от 21.02.2020 № 29-н.

Согласно разделу II Приказа Минфина от 21.02.2020 № 29-н, категорирование участников ВЭД теперь осуществляется только в соответствии с автоматизированным подходом, отраслевое категорирование в «ручном режиме» не применяется. Периодичность категорирования установлена аналогично той, что действовала в соответствии с Приказом ФТС России от 01.12.2016 № 2256 – ежеквартально, не позднее 25-го числа последнего месяца квартала.
Анализ положений новой системы категорирования позволяет выделить основные нововведения:
  • правовой акт, регламентирующий порядок категорирования, принят на уровне Минфина России, заменив ведомственные правовые акты ФТС России, регламентирующие процедуры распределения участников ВЭД по категориям;
  • исключена зависимость категории, в которую подпадает участник ВЭД, от отрасли, в которой он осуществляет деятельность;
  • исключена необходимость обращения в таможенные органы с обращением в целях инициирования сбора и анализа документов для определения категории;
  • изменены «блокирующие факторы», относящие участника ВЭД к категории высокого уровня риска: вместо невозможности проведения таможенной проверки (пп. 1 п. 8 Приказа ФТС России № 2256) блокирующим фактором стало несоблюдение проверяемым лицом в ходе таможенной проверки обязанностей, предусмотренных п. 2 ст. 336 ТК ЕАЭС. К таковым обязанностям, в частности, относят: обязанность предъявления товаров, документов, обязанность представления доступа на проверяемый объект, обязанность обеспечения возможности отбора проб и образцов и т.п.
  • изменено требование, необходимое для отнесения участника ВЭД к категории низкого уровня риска, в части количества деклараций. Если пп. 2 п. 9 Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности (утв. Приказом ФТС России № 2256) предусматривалось наличие ДТ в количестве не менее 100 штук либо не менее 85 штук при условии, что общее количество заявленных в них товаров (графа 5 декларации на товары) составляет не менее 100 штук и участник ВЭД включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, то Приказ Минфина № 29-н устанавливает, что общее количество деклараций на товары с принятым решением о выпуске в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта в отчетном периоде должно составлять не менее 100 единиц.
  • в Приказе ФТС России № 2256 было установлено 36 критериев, характеризующих участников ВЭД. В Приказе Минфина № 29-н данный перечень сокращен до 31 критерия.
Отмена отраслевого подхода к категорированию и подведение всего процесса распределения участников ВЭД под единую схему является важнейшим этапом унификации права, обеспечивающем единообразие и равноправие участников ВЭД в их праве быть отнесенными к категории низкого уровня риска при обеспечении соблюдения всех требуемых условий.

Вместе с тем, возникает вопрос, что следует предпринять тем участникам ВЭД, которые ранее относились к категории низкого уровня риска. В данном случае ФТС России рекомендует принять необходимые меры по получению статуса уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО).

ООО «ЦПО групп» рекомендует участникам ВЭД ознакомиться с изменившимися критериями оценки, учитываемыми таможенными органами при категорировании. Юристы компании также готовы оказать необходимое содействие при получении статуса УЭО, а также при оценке деятельности компании на основе принципов аудита.
Читайте в разделе Таможенное право