С 31 июля 2020 года штрафы за невозврат валютной выручки для экспортеров существенно снизятся

20 июля 2020 года принят ФЗ N 218, предусматривающий поправки в КоАП РФ, направленные, в том числе, на смягчение административной нагрузки на российских экспортеров при осуществлении ими внешнеторговой деятельности
Действующее российское валютное законодательство предусматривает жесткие санкции за нарушения требований валютного контроля. Экспортеры согласно положениям статьи 19 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ обязаны получать валютную выручку на свои российские счета строго в сроки, предусмотренные контрактами. Нарушение этого порядка может повлечь претензии со стороны контролирующих органов, за которыми может последовать привлечение нарушителя к административной ответственности по п.4 ст. 15.25 КоАП РФ, а в случаях совершения нарушения в крупном размере – к уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ. Российские предприниматели получают штрафы даже за незначительные нарушения сроков возврата выручки, при этом во многих случаях задержки происходят из-за контрагентов, на которых экспортер не может повлиять. Из-за указанного требования законодателя экспортеры находятся в зависимости от своих контрагентов и несут дополнительную финансовую нагрузку. В целях снижения избыточного административного давления на российских экспортеров был принят ФЗ N 218, которым вносятся изменения в статьи 3.5 и 15.25 КоАП РФ, вступающие в силу с 31.07.2020 г.

Что изменится?

1. Суммы штрафов

В действующей сегодня редакции статьи 15.25 КоАП РФ за невыполнение в срок обязанности по получению на свои счета средств за выполненные для нерезидентов работы, оказанные им услуги, переданные им товары (а также результаты интеллектуальной деятельности, информацию) предусмотрено предупреждение, а также штраф для ИП и компаний в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы зачисленных с просрочкой денежных средств за каждый день просрочки в размере от 3/4 до одного размера не зачисленных на счета средств. Штраф для должностных лиц составляет от 20.000 до 30.000 рублей.

С 31.07.2020 будут действовать новые правила, согласно которым за указанные нарушения предусматривается предупреждение или штраф для компаний и ИП в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы зачисленных с просрочкой денежных средств, за каждый день просрочки зачисления, и (или) в размере от 3 до 10 % суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета по рублевым контрактам, и (или) в размере от 5 до 30 %, по контрактам в иностранной валюте, или в размере от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен договор займа. Сумма штрафа для должностных лиц не изменилась.

2. Отмена ответственности

С 31.07.2020 г. в статью 15.25 КоАП РФ включены п. 7-9., устанавливающим обстоятельства, при наличии которых административная ответственность по указанной статье не наступает:
• Согласно п. 8 ст. 15.25 КоАП РФ: к резидентам, заключившим с нерезидентом внешнеторговый договор, сумма обязательств по которому равна или не превышает 200.000 рублей (или эквивалентную сумму в иностранной валюте);
• Согласно п. 7 ст. 15.25 КоАП РФ: к резидентам по правонарушениям, связанным с валютными операциями по внешнеторговым договорам, расчеты по которым производились минуя счета в уполномоченных банках. В установленном примечанием случае ответственность не применяется в отношении суммы частично зачисленных денежных средств.

Также в статью 15.25 КоАП РФ вносится дополнение в пункте 9, согласно которому ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк отчетности по валютным операциям наступает только по истечении 45 дней после окончания установленного срока. Следовательно, если задержка составила менее 45 дней, к ответственности компанию или ИП не привлекут.

3. Новые составы

Введена ответственность за невыполнение обязательств по внешнеторговым договорам между резидентом и нерезидентом. За такие нарушения предусмотрены предупреждения или штрафы для ИП и компаний в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента. Штраф для должностных лиц составит от 20.000 до 30.000 рублей.

Установлена ответственность для профессиональных участников внешнеэкономической деятельности за следующие нарушения:
• незачисление на счета денежных средств. Предусмотрены предупреждения или штрафы в размере от 3 до 5% размера суммы не зачисленных средств (п. 4.2 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции ФЗ-218);
• невыполнение в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому контракту, заключенному между резидентом и нерезидентом. В качестве санкций за такие нарушения предусмотрены предупреждение или штрафы для ИП и компаний в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента. Штраф для должностных лиц варьируется в пределах от 20.000 до 30.000 рублей (п. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции ФЗ-218).

Резюмируя сказанное можно сделать вывод: несмотря на установление новых мер ответственности, положения ФЗ № 218 направлены на улучшение положения экспортеров. Особенно важно значение для предпринимателей имеет существенное снижение административных штрафов за незачисление на счета в уполномоченных банках денежных средств.

Вместе с тем, вносимые изменения направлены на повышенние административной ответственности резидентов, включённых в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, за невыполнение обязанности по репатриации выручки по внешнеторговому договору (контракту) и по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезённые в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Одновременно в части 1 и 3 статьи 3.5 Кодекса вносятся корреспондирующие изменения, направленные на уточнение механизма исчисления административного штрафа, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента. Одновременно в части 1 и 3 статьи 3.5 Кодекса вносятся корреспондирующие изменения, направленные на уточнение механизма исчисления административного штрафа, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента.

Таким образом, резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод:

1. Вносятся изменения, смягчающие ответственность в части установления обстоятельств, позволяющих избежать назначения административного наказания. Также смягчаются санкции, предусмотренные за неисполнение обязанности репатриации.
2. Ряд изменений, наоборот, предполагают установление административной ответственности по новым составам.

В целом, стремление к смягчению ответственности за совершение валютных нарушений, можно рассматривать как положительную тенденцию. Вместе с тем, растет сложность и запутанность конструкций норм, устанавливающих ответственность.

Необходимо помнить и тот важный факт, что, согласно п. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, улучшающий положение нарушителя, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Следовательно, данные положения ФЗ-218 позволят многим резидентами уменьшить назначенное административное наказание, или отменить ответственность за его нарушение вовсе.

Смотрите также: