Разрешение Правительственной комиссии РФ: зачем оно нужно и как его получить?
На совершение некоторых сделок с иностранным участием требуется разрешение Правительственной комиссии РФ. Рассмотрим порядок его получения и альтернативные варианты
Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации — это специальный государственный орган, созданный для контроля за сделками с участием иностранного капитала.
Комиссия следит за тем, чтобы экономические интересы страны были защищены, а стратегически важные активы не переходили под контроль недружественных государств. В ее компетенцию входит оценка сделок, связанных с отчуждением долей, акций, недвижимости, трансграничными переводами и другими действиями, которые потенциально могут повлиять на экономическую безопасность России.
1
Для чего может понадобиться разрешение Правительственной комиссии?
Согласно российскому законодательству, запрещены сделки с компаниями, если:
- собственник из недружественной юрисдикции;
- компания включена в реестр стратегических предприятий.
Независимо от размера доли, суммы и типа сделки (купля-продажа, дарение, увеличение уставного капитала и т.д.), такие сделки требуют одобрения Правительственной комиссии. Только в этом случае деньги по сделке можно вывести за рубеж с территории Российской Федерации и на легальных основаниях поменять собственника.
В письме Минфина России от 13.10.2022 г. № 05-06-14РМ/99138 разъясняется, что к сделкам (операциям), на осуществление (исполнение) которых необходимо разрешение Правительственной комиссии, относятся, в том числе:
- переход доли в уставном капитале ООО к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьему лицу;
- приобретение обществом доли в своем уставном капитале;
- выход участника из ООО путем отчуждения своей доли обществу или требования приобретения обществом доли;
- передача доли в ООО в инвестиционный фонд;
- договор с коммерческой организацией или ИП о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества;
- договор об осуществлении прав участников ООО;
- договор конвертируемого займа;
- договор залога доли ООО;
- договор управления залогом доли ООО;
- добровольная реорганизация общества в соответствии с российским законодательством;
- договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), заключаемый ООО;
- договор доверительного управления, поручения и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных долями обществ с ограниченной ответственностью;
- иные сделки (операции), влекущие за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах ООО либо иных прав, позволяющих определять условия управления обществами с ограниченной ответственностью и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности.
Попытка совершения сделки без разрешения комиссии может быть расценена как преступление, предусмотренное статьей 193.1 УК РФ, за совершение которого предусмотрено лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с возможной конфискацией имущества.
2
Порядок получения разрешения Правительственной комиссии
Получение разрешения предполагает следующие шаги:
Официального регламента, определяющего сроки рассмотрения документов и основания для отказа или одобрения сделок, не существует. Это делает невозможным оспаривание действий комиссии в суде. Поэтому важно постоянно взаимодействовать с представителями министерств, своевременно разъяснять условия сделки и вносить корректировки в пакет документов.
- Подготовка заявления. Заявление составляется на русском языке и должно содержать полные и достоверные сведения о планируемой сделке или операции. В заявлении необходимо указать сведения о сторонах сделки, предмет сделки, подтверждающие документы и правовое обоснование законности операции. К заявлению прилагается комплект документов.
- Подача пакета документов. Заявление и сопутствующие документы подаются в профильный орган, оттуда – в Минфин РФ.
- Рассмотрение заявления. После подачи заявление проходит проверку на полноту и достоверность представленных сведений.
- Принятие решения. Правительственная комиссия рассматривает заявление и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения.
Официального регламента, определяющего сроки рассмотрения документов и основания для отказа или одобрения сделок, не существует. Это делает невозможным оспаривание действий комиссии в суде. Поэтому важно постоянно взаимодействовать с представителями министерств, своевременно разъяснять условия сделки и вносить корректировки в пакет документов.
3
Ключевые нюансы, которые следует учесть:
- Все документы должны быть составлены максимально полно и прозрачно. Не допускаются расхождения в информации, неполные сведения или некорректные формулировки. В случае отсутствия необходимых данных заявитель должен указать причины их непредставления и, по возможности, сообщить, где такие сведения могут быть получены.
- В целях выдачи резидентам разрешений в Минфин России также могут обратиться федеральные органы исполнительной власти и (или) Банк России. В таком случае заявления и прилагаемые документы предоставляются в соответствующий федеральный орган исполнительной власти и (или) Банк России.
- Срок рассмотрения может варьироваться — от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от сложности и масштаба сделки. Средний срок получения разрешения составляет около шести месяцев с момента подачи полного пакета документов.
4
Проблемы, которые могут возникнуть, и советы по их решению
На практике существует ряд сложностей, с которыми сталкиваются заявители. Одна из самых распространенных — отказ из-за недостаточности или недостоверности информации.
Если документы не соответствуют требованиям Правкомиссии, неполные, оформлены с ошибками или поданы не в то Министерство, они попросту остаются без рассмотрения. Кроме того, нередки ситуации, когда за время рассмотрения изменяются требования, и заявителям приходится пересматривать существенные условия сделки.
Также возможно затягивание сроков рассмотрения, особенно если сделка затрагивает чувствительные сектора экономики.
Еще одна проблема — отсутствие четких регламентов и недостаточная прозрачность критериев оценки. Нередко заявители не понимают, почему одни сделки одобряются, а другие — нет. Это создает дополнительные риски и неопределенность.
Если документы не соответствуют требованиям Правкомиссии, неполные, оформлены с ошибками или поданы не в то Министерство, они попросту остаются без рассмотрения. Кроме того, нередки ситуации, когда за время рассмотрения изменяются требования, и заявителям приходится пересматривать существенные условия сделки.
Также возможно затягивание сроков рассмотрения, особенно если сделка затрагивает чувствительные сектора экономики.
Еще одна проблема — отсутствие четких регламентов и недостаточная прозрачность критериев оценки. Нередко заявители не понимают, почему одни сделки одобряются, а другие — нет. Это создает дополнительные риски и неопределенность.
Чтобы минимизировать эти риски, важно заранее провести юридическую экспертизу сделки, правильно оформить документы и представить убедительное правовое обоснование. Наличие грамотного сопровождения значительно повышает шансы на получение положительного решения.
5
Что делать при получении отказа?
Если отказ получен на уровне министерства, с ним можно работать: устранить нарушения, указанные в отказе, и повторно обратиться в комиссию.
Важно учитывать, что Правкомиссия выдает официальное разрешение или отказ на сделку только один раз. В случае получения отказа в виде выписки из протокола заседания подкомиссии при Правительственной комиссии, оспорить решение на данный момент невозможно.
Поэтому крайне важно постоянно поддерживать контакт с представителями министерств, своевременно разъясняя условия сделки исполнителям в каждом департаменте и вносить необходимые правки или дополнения в пакет документов.
Важно учитывать, что Правкомиссия выдает официальное разрешение или отказ на сделку только один раз. В случае получения отказа в виде выписки из протокола заседания подкомиссии при Правительственной комиссии, оспорить решение на данный момент невозможно.
Поэтому крайне важно постоянно поддерживать контакт с представителями министерств, своевременно разъясняя условия сделки исполнителям в каждом департаменте и вносить необходимые правки или дополнения в пакет документов.
6
В каких случаях разрешение Правительственной комиссии не требуется?
Не считаются лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, те лица, которые отвечают одновременно двум требованиям:
Для заключения сделок с такими лицами разрешение Правкомиссии не требуется.
Кроме того, получение разрешения Правительственной комиссии не требуется для сделок (операций), совершаемых помимо воли лица в рамках исполнения судебного решения, вступившего в законную силу.
Также разрешение не нужно для государственной регистрации международной компании в порядке редомициляции в соответствии с Законом о международных компаниях и международных фондах.
- контроль осуществляется из России — такое лицо находится под контролем российских юридических или физических лиц, включая случаи, когда контроль реализуется через иностранные структуры, связанные с недружественными юрисдикциями, но конечными бенефициарами при этом являются российские лица либо Российская Федерация;
- контроль официально раскрыт — информация о контроле над таким лицом предоставлена в налоговые органы РФ в соответствии с российским законодательством;
Для заключения сделок с такими лицами разрешение Правкомиссии не требуется.
Кроме того, получение разрешения Правительственной комиссии не требуется для сделок (операций), совершаемых помимо воли лица в рамках исполнения судебного решения, вступившего в законную силу.
Также разрешение не нужно для государственной регистрации международной компании в порядке редомициляции в соответствии с Законом о международных компаниях и международных фондах.
Помимо этого, следует помнить, что, согласно ст. 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ, хозяйственное общество считается находящимся под контролем другого лица (физического или юридического) в следующих случаях:
- Если это лицо прямо или косвенно (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) имеет право распоряжаться более чем 50% голосующих акций или долей в уставном капитале компании.
- Если оно на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности.
- Если оно может назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица.
- Если оно фактически осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.
- Даже если контролирующее лицо распоряжается 50% или меньшей долей голосов, при условии, что этого достаточно для фактического определения решений в компании.
Таким образом, если будет установлено и доказано, что контролирующим лицом является юридическое или физическое лицо, личным законом которого не является закон иностранного государства, совершающего недружественные действия в отношении Российской Федерации, или иностранное государство, не относящееся к государствам, совершающим недружественные действия, и указанный контроль был установлен до 1 марта 2022 года, то в таком случае получение разрешения Правительственной комиссии по иностранным инвестициям не потребуется.
Отметим, что в практике команды юристов ЦПО групп есть множество кейсов сопровождения сделки без необходимости получения согласия Правительственной комиссии. Мы помогали клиентам юридически грамотно подтвердить, что такие сделки не подпадают под требования согласования, обеспечивая их безопасное и своевременное проведение.
Работа с Правительственной комиссией требует высокой квалификации, глубокого понимания законодательства и опыта взаимодействия с государственными органами. Юристы ЦПО групп обладают обширной практикой сопровождения подобных дел, умеют грамотно выстроить диалог с регуляторами и представить интересы клиента на всех этапах — от подготовки документов до получения разрешения.
Мы поможем не только подготовить весь пакет документов, но и оценим перспективы, дадим рекомендации по структуре сделки и, в случае необходимости, окажем поддержку при возникновении спорных ситуаций.
Работа с Правительственной комиссией требует высокой квалификации, глубокого понимания законодательства и опыта взаимодействия с государственными органами. Юристы ЦПО групп обладают обширной практикой сопровождения подобных дел, умеют грамотно выстроить диалог с регуляторами и представить интересы клиента на всех этапах — от подготовки документов до получения разрешения.
Мы поможем не только подготовить весь пакет документов, но и оценим перспективы, дадим рекомендации по структуре сделки и, в случае необходимости, окажем поддержку при возникновении спорных ситуаций.
Топлакалцян Седа Артаковна
Читайте в разделе Корпоративное право
Получить консультацию
Спасибо! Ваше сообщение получено