Рассказали о способах борьбы с незаконными действиями коллекторов в интервью телеканалу «Санкт-Петербург». Предлагаем памятку по борьбе с коллекторами

Управляющий партнер ЦПО групп Коняева Анна выступила с экспертным комментарием о микрокредитах, коллекторах и их жертвах в программе «Пульс города» на телеканале «Санкт-Петербург»

В передаче, которая вышла в эфир 4 сентября, говорили о коллекторах, использующих для взыскания задолженности схемы, приводящие к крайне неблагоприятным последствиям для должников. В процессе «выбивания долга» коллекторы могут обращаться к гражданам, не имеющим к долгу никакого отношения. Например, если должник оставил контакты знакомого при оформлении кредита, или если гражданин выступил поручителем. В результате незаконных действий коллекторов наносится вред репутации и здоровью граждан. О способах борьбы с коллекторским произволом рассказала Коняева Анна, полное интервью вы можете почитать ниже.

ссылка на программу: https://youtu.be/hjRAj4oreBk

Как действовать, если коллекторы беспокоят по чужому долгу?

Коллекторы могут обратиться по долгу, который образовался у родственника или знакомого и не имеет к вам отношения, или по долгам, в отношении которых коллектор указывает вас должником.

В первом случае объясните коллекторам, что вы не являетесь поручителем и не вступили в наследство, поэтому не обязаны погашать накопившуюся задолженность. Законодательно установлено, что требования по долгам другого лица могут быть обращены к гражданину в случае, если он был поручителем заемщика, а также является наследником должника, принявшим наследство. Коллекторы также могут звонить человеку, если он сам указал банку номер телефона для связи при получении кредита. Если вы не являетесь должником, то разговор с коллекторами нужно прекращать, объяснив, что не имеете к долгу никакого отношения.

Если коллектор указывает вас в качестве должника, нужно прояснить ситуацию. Нередки случаи подделки документов. В любом случае, если вы вступаете в разговор с коллектором, попросите его представиться и назвать организацию, в которой он работает. Данные обязательно запишите.

Если при выяснении обстоятельств представитель агентства отказывается представиться и сообщить информацию о задолженности, или требует от родственников предоставить номер телефона должника, адрес его работы, проживания, а также продолжают настойчиво звонить вам, необходимо обращаться в уполномоченные органы. Помните, что никто не обязан разглашать данные о другом лице.

При обращении в полицию получите в правоохранительном органе талон-уведомление, при обращении в прокуратуру - отметку о подаче заявления. Далее направьте коллекторам подтверждение вашего обращения в правоохранительные органы. У нас был опыт, что после совершения таких действий звонки тут же прекратились. Нужно помнить, что если документы направляют на почту, то необходимо все перепроверить и дать письменную позицию (в какой орган зависит от ситуации: суд, прокуратура, полиция).

Помимо обращения в полицию или в прокуратуру, обращение о неправомерных действиях коллектора можно направить в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (сокращенно НАПКА), с указанием данных коллектора и названия организации, в которой он работает (при условии, то они являются членами данной ассоциации). В Ассоциацию входит около 40 коллекторских агентств, сформирован свой внутренний кодекс Этики. Приоритетная деятельность НАПКА – сбор и обработка жалоб должников. С учетом результатов проверок по факту жалобы, Контрольный комитет Ассоциации имеет полномочия на меры дисциплинарного характера, что позволяет направлять процесс взыскания в цивилизованное русло. Таким образом, если комиссия по итогам рассмотрения жалобы придет к выводу, что со стороны коллектора допущены нарушения, то к нему могут применить дисциплинарную ответственность (штрафы, выговоры, увольнение).

Однако практика показывает, что нарушения чаще совершают теневые коллекторы, которые не вошли в члены ассоциации – в этом случае жаловаться в НАПКА не имеет смысла. В такой ситуации, помимо вышеуказанных способов защиты своих прав посредством обращения в полицию или в прокуратуру, можно направить жалобу в службу судебных приставов.

В соответствии с ФЗ № 230 коллекторские фирмы обязаны регистрироваться в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Ведет реестр Федеральная служба судебных приставов. Также Приставы контролируют деятельность организаций, числящихся в реестре. Следовательно, обращение в Службу судебных приставов является эффективным инструментом защиты своих прав от произвола коллекторских агентств.

Жалоба на коллекторское агентство подается в территориальный орган Службы приставов по субъекту по месту регистрации коллектора (в Петербурге это Главное Управление ФССП России по г. Санкт-Петербургу) либо с использованием интернета-сервиса службы судебных приставов. Достаточно войти на сайт приставов (https://fssprus.ru/form) в раздел «Интернет-приемная» и следовать руководству при заполнении всплывающих окон. Практика показывает, что по результатам обращения граждан в службу судебных приставов с жалобами на деятельность коллекторских агентств, приставы налагают на коллекторов штраф.

Для наглядности публикуем памятку по борьбе с коллекторами при их незаконных действиях:


Подготовлено специалистами ООО «ЦПО групп»