Получение заключения о форс-мажоре может усложниться
При получении заключения о форс-мажоре в связи с установлением в период пандемии нерабочих дней заявителю придется обосновать непосредственное влияние принимаемых нормативно – правовых актов на выполнение своих обязательств.
Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 от 02.04.2020 N 239 были установлены нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля 2020 года. Перечень организаций и работников, на которые не распространяются эти требования, перечислены соответственно в пункте 2 Указа N 206 и пункте 4 Указа N 239.
В целях исполнения положений указанных указов Президента Российской Федерации, а также для принятия необходимых мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции органами государственной власти субъектов Российской Федерации приняты дополнительные нормативные правовые акты, которые предусматривают, в том числе, приостановление (ограничение) деятельности отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей на соответствующих территориях.
В ряде случаев из-за действующих ограничений субъекты предпринимательской деятельности в этот период не имеют возможности производить товары, выполнять работы, оказывать услуги или осуществлять иные действия, и, как следствие, исполнить свои договорные обязательства в полном объеме и/или в установленные сроки.
Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В целях исполнения положений указанных указов Президента Российской Федерации, а также для принятия необходимых мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции органами государственной власти субъектов Российской Федерации приняты дополнительные нормативные правовые акты, которые предусматривают, в том числе, приостановление (ограничение) деятельности отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей на соответствующих территориях.
В ряде случаев из-за действующих ограничений субъекты предпринимательской деятельности в этот период не имеют возможности производить товары, выполнять работы, оказывать услуги или осуществлять иные действия, и, как следствие, исполнить свои договорные обязательства в полном объеме и/или в установленные сроки.
Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Торгово – промышленная палата РФ рекомендовала при подготовке заключений об обстоятельствах непреодолимой силы при рассмотрении обращений по основаниям невозможности исполнения гражданско-правовых обязательств в связи с установлением нерабочих дней запрашивать у заявителей информацию, обосновывающую непосредственное влияние Указов N 206 и N 239, а также соответствующих нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на исполнение заявителем конкретного обязательства, предусмотренного договором, в частности:
- о том, что исключения, предусмотренные пунктом 2 Указа N 206, пунктом 4 Указа N 239, а также соответствующими нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, для региональных системообразующих организаций), на работников данной организации (индивидуального предпринимателя) не распространяются;
- о том, что организация (непосредственная сфера ее деятельности, ее работники) не подпадает под действие ограничительных (запретительных) мер, устанавливаемых субъектами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Указа N 239;
- о наличии локального правового акта данной организации (приказ, распоряжение) по вопросам организации деятельности предприятия в период действия Указов N 206 и N 239 (в т.ч. о переводе работников на дистанционный режим работы или режим нерабочих дней и т.п., например: приказ "О реализации мер по введению режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)", приказ "Об организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации (изоляции)";
- о невозможности обеспечить производственную или иную деятельность в нерабочие дни согласно ранее утвержденному в организации плану производства, графику работ на этот период или иных подобных документов.
В случае представления заявителем вышеуказанных сведений, подтвержденных соответствующими документами, торгово-промышленная палата должна оценить реальную возможность исполнения заявителем своего обязательства по договору.
В информационном письме Торгово – промышленной палаты от 10 апреля 2020 г. N 04в/0086 «О порядке подготовки заключений об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажора) в связи с распространением коронавирусной инфекции» сообщается, что при установлении торгово-промышленной палатой в каждом конкретном случае наличия прямой причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью исполнить обязательства, предусмотренные договором, целесообразно оформить и выдать заявителю заключение об обстоятельствах непреодолимой силы.
Особо отмечается, что в соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ, а также пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в том числе, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, планируемое (ожидаемое) снижение доходов организаций, связанное с переводом сотрудников на дистанционный режим работы, приостановлением (уменьшением объема) производства и другими обстоятельствами (действиями), связанными с реализацией Указов N 206 и N 239, не будет являться обстоятельством непреодолимой силы в отношении финансовых обязательств перед контрагентом организации или правовым основанием для отказа от выполнения таких финансовых обязательств (например, обязательства по оплате поставленного для производства сырья).
В информационном письме Торгово – промышленной палаты от 10 апреля 2020 г. N 04в/0086 «О порядке подготовки заключений об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажора) в связи с распространением коронавирусной инфекции» сообщается, что при установлении торгово-промышленной палатой в каждом конкретном случае наличия прямой причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью исполнить обязательства, предусмотренные договором, целесообразно оформить и выдать заявителю заключение об обстоятельствах непреодолимой силы.
Особо отмечается, что в соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ, а также пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в том числе, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, планируемое (ожидаемое) снижение доходов организаций, связанное с переводом сотрудников на дистанционный режим работы, приостановлением (уменьшением объема) производства и другими обстоятельствами (действиями), связанными с реализацией Указов N 206 и N 239, не будет являться обстоятельством непреодолимой силы в отношении финансовых обязательств перед контрагентом организации или правовым основанием для отказа от выполнения таких финансовых обязательств (например, обязательства по оплате поставленного для производства сырья).