Отмена приказов об утверждении инвестпрограмм. Наши комментарии для «Переток.ру»
Евгений Черменин выступил экспертом для портала об энергетике «Переток.ру», рассказав о прецеденте отмены правительством региона ранее утвержденной инвестиционной программы
Арбитражный суд Самарской области начал рассмотрение иска «Самарской сетевой компании» (ССК) к министерству энергетики и ЖКХ региона. Компания не согласна с решением министерства, в ноябре отменившего шесть своих приказов за 2021–2023 годы, которыми утверждалась инвестиционная программа сетевой компании на 2022–2026 годы, что привело к аннулированию согласованной и реализованной инвестпрограммы за 2022–2024 годы.
В ССК допускают возможность превышения укрупнённых нормативов цен (УНЦ) по проектам прошлых лет, но не согласны с оценкой масштабов этого явления. Аннулирование региональными властями ими же утверждённой и уже выполненной инвестпрограммы в ССК называют беспрецедентным решением, которого отраслевые юристы не припомнят.
Евгений Черменин, заместитель директора петербургского офиса юридической компании «ЦПО Групп», отметил для портала об энергетике «Переток.ру», что сложившаяся ситуация является прецедентной. Евгений также указал, что в законодательстве нет прямых оснований для отмены выполненной инвестиционной программы. Согласно правилам контроля за реализацией инвестиционных программ в сфере электроэнергетики, утвержденным постановлением правительства РФ от 1 декабря 2009 года, региональные власти обязаны следить за сроками, стоимостью объектов, ходом работ и достижением плановых показателей инвестпрограммы через документарные и выездные проверки. Это означает, что уполномоченные органы имеют инструменты для своевременного мониторинга выполнения инвестиционных программ и выявления нарушений в процессе их реализации.
Со статьей можно ознакомиться на портале «Переток.ру»
В ССК допускают возможность превышения укрупнённых нормативов цен (УНЦ) по проектам прошлых лет, но не согласны с оценкой масштабов этого явления. Аннулирование региональными властями ими же утверждённой и уже выполненной инвестпрограммы в ССК называют беспрецедентным решением, которого отраслевые юристы не припомнят.
Евгений Черменин, заместитель директора петербургского офиса юридической компании «ЦПО Групп», отметил для портала об энергетике «Переток.ру», что сложившаяся ситуация является прецедентной. Евгений также указал, что в законодательстве нет прямых оснований для отмены выполненной инвестиционной программы. Согласно правилам контроля за реализацией инвестиционных программ в сфере электроэнергетики, утвержденным постановлением правительства РФ от 1 декабря 2009 года, региональные власти обязаны следить за сроками, стоимостью объектов, ходом работ и достижением плановых показателей инвестпрограммы через документарные и выездные проверки. Это означает, что уполномоченные органы имеют инструменты для своевременного мониторинга выполнения инвестиционных программ и выявления нарушений в процессе их реализации.
Со статьей можно ознакомиться на портале «Переток.ру»
Публикуем полный комментарий, предоставленный порталу «Переток.ру»:
1) В компании утверждают, что не знают прецедентов отмены утверждённой регулятором и выполненной инвестпрограммы. Известны ли вам подобные случаи?
Нет, до настоящего времени в нашей практике также не встречалось прецедентов, когда Правительство субъекта отменяло уже реализованную инвестиционную программу и свои ранее изданные по ней приказы об утверждении. Можно однозначно констатировать, что это прецедентный случай.
2) Что может служить юридическим основанием для отмены выполненной инвестпрограммы, прописаны ли такие механизмы в законодательстве?
Прямых оснований для отмены уже выполненной инвестпрограммы в законодательстве не имеется.
Необходимо понимать, что помимо общих положений, содержащихся в Законе об электроэнергетике, нормативными документами, регламентирующими вопросы принятия инвестпрограмм и контроля за их исполнением являются Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977.
Указанными Правилами предусмотрен порядок принятия инвестиционных программ, их согласования и проверки обосновывающих материалов со стороны уполномоченных исполнительных органов субъекта РФ, а также порядок надзора за исполнением инвестиционных программ.
Например, пунктом 7 Правил осуществления контроля за реализацией инвестпрограмм установлено, что осуществление контроля ведется:
1) В компании утверждают, что не знают прецедентов отмены утверждённой регулятором и выполненной инвестпрограммы. Известны ли вам подобные случаи?
Нет, до настоящего времени в нашей практике также не встречалось прецедентов, когда Правительство субъекта отменяло уже реализованную инвестиционную программу и свои ранее изданные по ней приказы об утверждении. Можно однозначно констатировать, что это прецедентный случай.
2) Что может служить юридическим основанием для отмены выполненной инвестпрограммы, прописаны ли такие механизмы в законодательстве?
Прямых оснований для отмены уже выполненной инвестпрограммы в законодательстве не имеется.
Необходимо понимать, что помимо общих положений, содержащихся в Законе об электроэнергетике, нормативными документами, регламентирующими вопросы принятия инвестпрограмм и контроля за их исполнением являются Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977.
Указанными Правилами предусмотрен порядок принятия инвестиционных программ, их согласования и проверки обосновывающих материалов со стороны уполномоченных исполнительных органов субъекта РФ, а также порядок надзора за исполнением инвестиционных программ.
Например, пунктом 7 Правил осуществления контроля за реализацией инвестпрограмм установлено, что осуществление контроля ведется:
- за сроками строительства объектов электроэнергетики;
- за формированием стоимости строительства объектов электроэнергетики;
- за фактическим состоянием работ на площадке строительства;
- за достижением плановых показателей реализации инвестиционной программы.
Сетевые организации ежегодно предоставляют в исполнительный орган, утвердивший инвестиционную программу, графики реализации утвержденных инвестиционных программ, а также иные документы для обоснования реализации инвестпрограмм.
Контроль и проверки проводятся в форматах документарной и выездной проверки.
Таким образом, у уполномоченного органа исполнительной власти в руках имеются механизмы, необходимые для того, чтобы своевременно отслеживать выполнение инвестпрограммы со стороны сетевых организаций и выявлять нарушения, если они имеют место быть.
3) Может ли отмена инвестпрограммы «задним числом» быть основанием для вырезания средств из тарифа на новый период регулирования?
Опуская вопрос правомерности отмены инвестиционной программы, можно констатировать, что да, это будет влиять на определение тарифов для сетевой организации на будущий период регулирования.
В качестве примера можно сослаться на условия п.27(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, согласно которым расходы сетевой организации на амортизацию основных средств и нематериальных активов учитываются в тарифе на услуги по передаче эл. энергии только в случае наличия у сетевой организации утвержденной (скорректированной) инвестпрограммы или проекта инвестпрограммы, который проходит процедуру утверждения.
Отмена инвестпрограммы поднимает вопрос исключения данной статьи расходов из тарифа на передачу.
Другой пример. Абзац девятый п.32 Основ ценообразования указывает, что в случае если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). При пересмотре указанной инвестиционной программы необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, на очередной период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).
Таким образом, можно констатировать, что действия органа исполнительной власти окажет непосредственное влияние на тарифное регулирование для сетевой организации.
4) ССК собирается идти в суд. Как бы вы оценили их перспективы?
К сожалению, на текущий момент нет необходимой полноты информации, которая позволила бы оценить перспективы ССК в суде.
Помимо оспаривания действий исполнительного органа власти по формальным основаниям (реализация ими властных полномочий тем образом, который имел место), нужно понимание и по фактическим основаниям принятого решения, реальным действиям сетевой организации по исполнению инвестпрограммы, наличия должного обосновывающего материала по исполнению инвестпрограммы.
Всё это может оказывать влияние на перспективу разбирательства.
Не стоит также забывать, что основная функция прокурора – выступать в защиту прав третьих лиц, неопределенного круга лиц, которые тем или иным образом могут оплачивать услуги сетевой организации в тарифе на передачу. Следовательно, если тариф был сформирован ненадлежащим образом, это влияет на их права.
Всё это также может влиять на мнение судьи, помимо оценки действий исполнительного органа власти в споре с ССК.
Черменин Евгений Павлович
Читайте в разделе Комментарии в СМИ
Получить консультацию
Спасибо! Ваше сообщение получено