Обзор Верховного Суда РФ о спорах по товарным знакам 2023 года

ВС РФ выпустил Обзор по делам, связанным с оценкой действий правообладателей товарных знаков. Основные наиболее интересные выводы суда приводим в настоящем материале
Верховный суд проанализировал дела из практики, связанной с оценкой действий правообладателей товарных знаков. В Обзоре от 15 ноября 2023 раскрыты обстоятельства, при которых действия правообладателя признаются или не признаются недобросовестными. Дана оценка действиям, которые не могут быть расценены как злоупотребление правом. Рассмотрены обстоятельства, которые необходимо учитывать при квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции.

Остановимся подробнее на некоторых пунктах Обзора.

1. Неиспользование товарного знака правообладателем само по себе не говорит о злоупотреблении правом (пункт 1 Обзора) 2. Приобретать права на товарный знак для предъявления исков и взыскания компенсаций недопустимо (пункт 2 Обзора) 3. Тот факт, что правообладатель злоупотреблял правом по отношению к кому-либо, не означает, что он является недобросовестным по отношению к другим лицам (пункт 3 Обзора) 4. Если в действиях правообладателя усматриваются признаки недобросовестности, суд должен вынести на обсуждение сторон вопрос о связанных с таким поведением обстоятельствах (пункт 4 Обзора) 5. Для оценки действий правообладателя как добросовестных или недобросовестных важно учитывать обстоятельства заключения и исполнения лицензионных договоров (пункт 5 Обзора) 6. Суд установил недобросовестность в действиях лица по регистрации товарного знака, содержащего элемент, обладающий широкой известностью (пункт 7 обзора) 7. Возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку другого лица, поданное с единственным намерением причинить вред, не подлежит удовлетворению (пункт 8 Обзора) 8. Прекращение правовой охраны товарного знака не мешает признать недобросовестной конкуренцией действия правообладателя по приобретению права на товарный знак (пункт 15 Обзора) 9. Отсутствие оснований для выдачи предупреждения об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства не мешает возбудить дело или прекратить его рассмотрение (пункт 16 Обзора)
1
Неиспользование товарного знака правообладателем само по себе не говорит о злоупотреблении правом (пункт 1 Обзора)
Компания (истец) обратилась в суд с требованием к другой компании о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак. Истец сообщил, что ответчик при оказании услуг незаконно использует товарный знак истца на своем сайте.

Ответчик возразил, что истец не использует свой товарный знак на момент предъявления иска, следовательно, злоупотребляет правом.
Суды двух инстанций поддержали в этом деле истца, а ВС РФ согласился с их доводами. Суды установили, что действительно, на момент обращения в суд истец не производил товары, маркированные товарным знаком. В то же время, суды пришли к выводу, что сам по себе факт неиспользования правообладателем товарного знака не свидетельствует о злоупотреблении правом.
2
Приобретать права на товарный знак для предъявления исков и взыскания компенсаций недопустимо (пункт 2 Обзора)
Предприниматель (истец) обратился в суд с иском к компании о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак. Истец сообщил, что ответчик использовал на вывеске торгового центра обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком истца.

Суды двух инстанций отказали в удовлетворении иска. ВС РФ посчитал действия судов верными и разъяснил следующее.

Предпринимателю принадлежит исключительное право на товарный знак. Однако действия истца по приобретению этого права суды признали злоупотреблением правом. Установлено, что истец товарный знак не использует, у потребителей спорный товарный знак с истцом не ассоциируется. Кроме того, предприниматель является обладателем исключительного права на множество товарных знаков и участвует истцом в нескольких сотнях аналогичных судебных дел.
Суды установили, что истец приобрел право на товарный знак не с целью его использовать для индивидуализации товаров, а для предъявления исков и взыскания компенсаций. Предприниматель попытался получить судебную защиту путем имитации нарушения исключительного права, что говорит о злоупотреблении правом.
Оценивая действия правообладателя, кроме факта неиспользования товарного знака правообладателем, суд должен учитывать также цель приобретения этого права, и реальное намерение истца.
3
Тот факт, что правообладатель злоупотреблял правом по отношению к кому-либо, не означает, что он является недобросовестным по отношению к другим лицам (пункт 3 Обзора)
В споре о приобретении товарного знака суд установил недобросовестность предпринимателя. Этим фактом решила воспользоваться компания в рамках другого судебного дела, заявив о злоупотреблении предпринимателем своим исключительным правом ссылалось на то, что предприниматель не использует свой товарный знак.

Суд в этом деле встал на сторону предпринимателя и разъяснил, что его недобросовестность в связи с приобретением противопоставленного товарного знака установлена в судебном акте по другому делу. В рассматриваемом же деле никаких доказательств недобросовестности предпринимателя, в том числе неиспользования им товарного знака, не представлено. ВС РФ поддержал выводы суда.
4
Если в действиях правообладателя усматриваются признаки недобросовестности, суд должен вынести на обсуждение сторон вопрос о связанных с таким поведением обстоятельствах (пункт 4 Обзора)
Предприниматель (истец) обратился в суд с иском о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака завода.

Суд учел довод истца о том, что завод не использует товарный знак в отношении своего товара на протяжении последних трех лет. При этом во время разбирательства завод ссылался на то, что предприниматель направил в Роспатент множество заявок на регистрацию обозначений в качестве товарных знаков в отношении разных товаров и услуг, в том числе выпускаемых заводом. Также завод указывал, что истец не представил доказательств производства товаров и намерения использовать обозначение в своей деятельности.
Суд первой инстанции иск удовлетворил и прекратил правовую охрану товарного знака. Однако кассационная инстанция пояснила, что при наличии установленного судом очевидного отклонения действий правообладателя от добросовестного поведения, вопрос об обстоятельствах, явно свидетельствующих о таком поведении, на обсуждение сторон не выносился. Кассационный суд отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение. ВС РФ счел такие действия правомерными.
5
Для оценки действий правообладателя как добросовестных или недобросовестных важно учитывать обстоятельства заключения и исполнения лицензионных договоров (пункт 5 Обзора)
Предприниматель обратился в суд с иском к компании о взыскании компенсации за неправомерное использование обозначения, сходного до степени смешения с его товарными знаками.

Суд первой инстанции иск удовлетворил. Суд апелляционной инстанции решение суда отменил, кассационная инстанция с этим согласилась. Причиной отказа в иске послужило установленное судами злоупотребление правом в действиях истца.

Установлено, что сам истец не использует товарный знак, но передал право использования другому лицу по лицензионному договору. Такое использование товарного знака само по себе правомерно. Однако истец не представил доказательств реализации лицензиатом товаров, защищаемых товарными знаками истца, не доказал намерения такой реализации при заключении сторонами лицензионного договора.
В другом деле по иску правообладателя суд установил аффилированность правообладателя с его лицензиатом и мнимый характер их лицензионного договора. Такие действия указывают на недобросовестность действий истца.
6
Суд установил недобросовестность в действиях лица по регистрации товарного знака, содержащего элемент, обладающий широкой известностью (пункт 7 обзора)
Роспатент не удовлетворил возражение компании против предоставления правовой охраны товарному знаку организации. Компания обратилась в суд для оспаривания этого решения. Суды удовлетворили исковые требования, ссылаясь на следующее.

Компания, ее продукция и используемая для маркировки серия обозначений, включающих единый элемент, широко известны. Правообладатель на момент регистрации товарного знака знал о серии обозначений, а также знал о том, что эти обозначения широко известны. Суд установил, что элемент серии обозначений компании является сильным, он узнаваем потребителем. Использование такого элемента в другом товарном знаке приводит к ассоциации товаров правообладателя с товарами компании.

Правообладатель знал, что сильный элемент используется компанией в хозяйственной деятельности, но все равно решил его использовать. Такие действия правообладателя нарушают права компании.
7
Возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку другого лица, поданное с единственным намерением причинить вред, не подлежит удовлетворению (пункт 8 Обзора)
Предприниматель подал в Роспатент возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку компании. Заявитель ссылался на то, что товарный знак является сходным до степени смешения с принадлежащим ему товарным знаком с более ранним приоритетом. Роспатент удовлетворил возражения. Однако компания не согласилась с выводами Роспатента, обратилась в суд и выиграла дело. Удовлетворяя требования, суд разъяснил следующее.

Товарный знак компании широко известен и ассоциируется именно с компанией на момент приобретения противопоставленного товарного знака. Предприниматель приобрел право у другого лица, никогда товарный знак не использовал для индивидуализации товаров и не имел такого намерения.
Суд пришел к выводу о том, что обращаясь в Роспатент предприниматель не преследовал цель защитить свое исключительное право на товарный знак, а планировал создать препятствия для добросовестного использования компанией своего товарного знака, стремился причинить компании вред, а следовательно, злоупотребил правом.
8
Прекращение правовой охраны товарного знака не мешает признать недобросовестной конкуренцией действия правообладателя по приобретению права на товарный знак (пункт 15 Обзора)
Несколько лиц просили антимонопольный орган признать действия компании по приобретению и использованию исключительного права на товарные знаки актом недобросовестной конкуренции. Заявители сообщили, что своими действиями компания нарушила положения Парижской конвенции и пункта 9 статьи 4, статей 14.4 и 14.8 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольный орган усмотрел в действиях общества нарушение требований статьи 14.8 (Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции) но не выявил нарушения статьи 14.4 (Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг) Закона о защите конкуренции.

При этом было известно, что суд принял решения о прекращении правовой охраны товарных знаков в связи с их неиспользованием. По этой причине антимонопольный орган не выдал обществу предупреждения об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства и прекратил рассмотрение дела.

Заявители не согласились с таким решением и обратились в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, но суд кассационной инстанции отменил это решение. Кассационный суд разъяснил, что при рассмотрении вопроса о добросовестности регистрации товарных знаков исследованию могут подлежать как обстоятельства, связанные с самой регистрацией, так и последующее поведение правообладателя, из которого может быть установлена цель регистрации.
9
Отсутствие оснований для выдачи предупреждения об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства не мешает возбудить дело или прекратить его рассмотрение (пункт 16 Обзора)
Общество заявило о нарушении заводом положений статьи 14.8 Закона о защите конкуренции. Антимонопольный орган отказал в возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Относительно квалификации действий завода в качестве нарушения общего запрета, установленного названной статьей, антимонопольный орган указал, что в таком случае дело не возбуждается, но выдается предупреждение о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. Однако оснований выдать предупреждение нет. Товарный знак завода уже зарегистрирован, действия завода, в которых общество усматривает нарушения, уже прекращены, а о последствиях этих действий общество не заявляет.

Общество решило оспорить решение антимонопольного органа. Суды первой и кассационной инстанции удовлетворили заявление в связи со следующим.
Антимонопольный орган может выдать предупреждение только в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят/могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и/или ущемлению интересов хозяйствующих субъектов или неопределенного круга потребителей. 

Общество приводило доводы о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в уже совершенных действиях завода по государственной регистрации товарного знака. Эти действия не носят длящийся характер и, соответственно, не могут быть пресечены.
Добровольное пресечение таких действий также невозможно. Отсутствие оснований выдать предупреждение не может препятствовать принятию антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении норм статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.
Подводя итог, отметим, что в целом Обзор посвящен сложным вопросам злоупотребления правом, недобросовестности поведения как в части оспаривания исключительного права на товарный знак, так и в части его использования правообладателем.

Положения отраженных в Обзоре решений имеют для бизнеса важное значение. Сегодня подаются сотни тысяч заявок на регистрацию товарных знаков, многие привлекательные обозначения уже заняты. Существует проблема патентного троллинга – деятельности, цель которой заключается в регистрации товарных знаков исключительно для взыскания компенсаций за использование товарного знака третьими лицами и в захвате чужих товарных знаков. Некоторые положения Обзора значительно усложняют недобросовестную деятельность указанных лиц (например, упоминание о том, что даже при наличии лицензионного договора в отношении товарного знака, необходимо доказывать его реальное использование).

Полагаем, что положения Обзора повлияют на формирование судебной практики в рассматриваемой сфере. При возникновении необходимости оспорить недобросовестное поведение, нарушение исключительного права, прекратить противоправные действия рекомендуем предпринимателям обращаться к опытным юристам.
    Бражников Владимир Сергеевич
    Ведущий юрисконсульт

    +7 (495) 150-50-45 (доб. 326)
    E-mail: cpo13@pravorf.ru
    Регистрация товарных знаков с гарантией выдачи свидетельства Роспатента
    Результат работы: полученное свидетельство и защищённый товарный знак
    Защита интеллектуальной собственности
    Проведем переговоры, представим интересы в суде, взыщем с нарушителя компенсацию