Можно ли списать субсидиарную ответственность при личном банкротстве?

Разбираем, при каких условиях привлеченное к субсидиарной ответственности лицо может быть освобождено от данных обязательств в процедуре личного банкротства. Новый подход Верховного Суда
1
Почему субсидиарная ответственность считалась «несмываемым» долгом
Руководители, участники и топ-менеджмент, т.е. контролирующие должника лица, несут основной риск привлечения к субсидиарной ответственности по непогашенным долгам компании-должника.

Если арбитражный суд устанавливает, что невозможность полного погашения требований кредиторов вызвана действиями или бездействием руководителя, участника либо иного контролирующего лица, на него может быть возложена обязанность погасить задолженность компании.
Привлечение к субсидиарной ответственности допускается только в случае, если неспособность общества удовлетворить имеющиеся требования обусловлена поведением контролирующего лица, которое не отвечало критериям добросовестности и разумности. Поскольку привлечение к субсидиарной ответственности предполагает установление вины контролирующего лица, суды часто исходили из презумпции недобросовестности такого поведения.
Между тем, проведение процедуры банкротства в отношении физического лица-бывшего руководителя общества, по общему правилу, предполагает освобождение его от исполнения всех обязательств, за исключением субсидиарного долга. В случае привлечения к субсидиарной ответственности непогашенные долги кредиторов общества считаются личным долгом директора-банкрота.

В результате на практике сформировался устойчивый подход, в силу которого установленный арбитражным судом размер субсидиарной ответственности является несмываемым долгом в личном банкротстве руководителя должника.
2
Новый подход Верховного Суда и условия освобождения от субсидиарной ответственности
В Обзоре судебной практики по делам о банкротстве граждан от 18.06.2025 Верховный Суд указал, что должник может быть освобожден от субсидиарной ответственности при отсутствии в период причинения вреда умысла или грубой неосторожности в его действиях, а также в случае добросовестного поведения во время процедуры банкротства.
Таким образом, стандарт поведения должника, при соблюдении которого допустимо освобождение от субсидиарной ответственности, включает два критерия, подлежащих доказыванию:

1. Отсутствие вины должника в форме умысла или грубой неосторожности при причинении убытков:

Под умышленной формой вины понимается ситуация, при которой лицо осознает вред от своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления их вредоносных последствий.

При грубой неосторожности лицо игнорирует и не соблюдает даже минимальные требования осмотрительности и внимательности.

Освобождение от субсидиарной ответственности допускается при наличии
простой неосторожности, когда лицо соблюдает какие-либо минимальные требования, но не в полном объеме необходимые.

Таким образом, наличие умысла или грубой неосторожности является основанием для отказа в освобождении от обязательств. Тогда как причинение вреда по простой неосторожности не препятствует списанию обязательств по субсидиарной ответственности.
2. Добросовестное поведение в ходе процедуры банкротства:

Для признания поведения бывшего директора добросовестным он должен:
  • не препятствовать работе финансового управляющего,
  • предоставлять документы и сведения,
  • не скрывать и не отчуждать имущество,
  • не допускать фиктивного или преднамеренного банкротства.

При подтверждении указанных обстоятельств суд вправе применить освобождение от обязательств, в том числе возникших из субсидиарной ответственности.
3
Рекомендации и практическое значение
Сформированный Верховным Судом подход направлен на повышение реабилитационной направленности процедуры банкротства граждан.

Возможно, причинами подобного решения становится понимание, что в текущей политической ситуации применение этого вида ответственности при определенных условиях чрезмерно и демотивирующе для бизнес-сообщества. Директора держат в голове риск быть привлеченными к субсидиарной ответственности, опасаются проявлять инициативу и принимать решения для обеспечения нормального хозяйственного функционирования подконтрольных им обществ.
Для добросовестных руководителей и предпринимателей это означает следующее:
  • «вечный» долг не является безусловным и может быть списан;
  • при отсутствии умысла и грубой неосторожности сохраняется возможность списания обязательств;
  • ключевое значение приобретает поведение должника как в период управления компанией, так и в процедуре банкротства.

Кредиторам же придется внимательнее относиться к оценке рисков сотрудничества с руководителями компаний, подвергшихся ранее санкциям. Кроме того, для кредиторов данная позиция означает необходимость более тщательной процессуальной работы и доказывания именно умысла либо грубой неосторожности должника.
Таким образом, судебная практика демонстрирует переход от формального подхода к индивидуальной оценке поведения контролирующего лица, что снижает риск необоснованного привлечения бывших руководителей к субсидиарной ответственности.

Освобождение от субсидиарной ответственности требует грамотной правовой позиции и тщательной подготовки доказательственной базы. Эффективность защиты значительно возрастает, если обратиться к профессионалам как можно раньше. 

Команда юристов ЦПО групп обладает богатым опытом и глубокими знаниями в различных областях права, что позволяет разрабатывать максимально эффективные стратегии защиты ваших интересов. Обратившись к специалистам ЦПО групп своевременно, вы увеличиваете шансы на положительный исход дела и минимизируете возможные риски.

Чараков Магомедсаид Сулейманович

Младший юрисконсульт

+7 (495) 150-50-45 (доб. 456)
E-mail: cpo24@pravorf.ru
Защита в спорах о субсидиарной ответственности
Разработаем стратегию защиты для отказа судом в удовлетворении необоснованных требований
Правовая помощь при банкротстве
Сопровождение. Антикризисный консалтинг. Управление рисками
Читайте в разделе Банкротство