В статье правовой газеты «ЭЖ-Юрист» обсуждается позиция Конституционного Суда РФ, подтвердившего, что нарушение налоговыми органами сроков проверки может лишить их права взыскивать задолженность. Олег Михнов
прокомментировал это Постановление, с комментарием можно ознакомиться по ссылке.
прокомментировал это Постановление, с комментарием можно ознакомиться по ссылке.
1
Публикуем позицию эксперта для наших читателей
«Сложно не согласиться с мнением Конституционного суда. Налогоплательщик жаловался на то, что при незаконном бездействии - невручении акта налоговой проверки в установленный срок, закон позволяет начислять за этот срок пени. Но данные обстоятельства Конституционным судом не признаны противоречащими закону. И в первую очередь потому, что пеня возникает только из-за нарушения налогоплательщиком сроков уплаты налога. Прямого влияния незаконного бездействия сотрудников налогового органа по вручению акта на неуплату налогоплательщиком налога нет.
Конечно, можно рассуждать о том, что налогоплательщик не знал о нарушениях, которые будут отражены в акте выездной налоговой проверки, а потому до получения акта не мог заплатить налоги, но это будет похоже, скорее, на попытку ухватиться за соломинку. Сегодня практика проведения выездной налоговой проверки такова, что задолго до ее начала налогоплательщика неоднократно вызывает налоговый орган на комиссию (совещание) и рассказывает о возможных налоговых нарушениях, предлагают самостоятельно уточнить налоговые обязательства. Свои потенциальные риски в таком случае просчитать не трудно.
Конституционный Суд отметил, что осуществление налоговыми органами мероприятий налогового контроля и оформление их результатов не должно сопровождаться превышением полномочий, включая их временные пределы. Неоднократность указаний КС РФ на недопустимость таких нарушений свидетельствует об их наличии, а значит и об игнорировании указаний Конституционного суда налоговыми органами.
Конституционный суд напомнил о механизме защиты при таких нарушениях. Нарушение инспекциями сроков проведения мероприятий налогового контроля может повлечь несоблюдение сроков взыскания сумм задолженности. В правоприменительной практике суды указывают на то, что инспекция теряет право на принудительное взыскание задолженности, как в бесспорном, так и в судебном порядке, если из-за нарушений превышена совокупность сроков совершения действий в рамках мероприятий налогового контроля и оформления их результатов (пункт 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57; пункт 11 Обзора судебной практики от 20 декабря 2016 года).
Утрата возможности принудительно взыскать задолженности из-за длительного невручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки уже сама по себе говорит о чрезмерном превышении допустимой продолжительности контрольных мероприятий. Такое нарушение налогового органа будет скорее полезно налогоплательщику, так как дает право обратиться в суд за оспариванием либо требования об уплате налога, либо решения о взыскании налога.
Но не всегда налоговыми органами сроки нарушаются так, чтобы утрачивалась возможность взыскания задолженности. Полагаю, пока не будет законодательно установлена ответственность налоговых органов за подобные «несущественные» нарушения, они и дальше при проведении проверок могут нарушать сроки, не связанные с непосредственным рассмотрением материалов такой проверки»
Конечно, можно рассуждать о том, что налогоплательщик не знал о нарушениях, которые будут отражены в акте выездной налоговой проверки, а потому до получения акта не мог заплатить налоги, но это будет похоже, скорее, на попытку ухватиться за соломинку. Сегодня практика проведения выездной налоговой проверки такова, что задолго до ее начала налогоплательщика неоднократно вызывает налоговый орган на комиссию (совещание) и рассказывает о возможных налоговых нарушениях, предлагают самостоятельно уточнить налоговые обязательства. Свои потенциальные риски в таком случае просчитать не трудно.
Конституционный Суд отметил, что осуществление налоговыми органами мероприятий налогового контроля и оформление их результатов не должно сопровождаться превышением полномочий, включая их временные пределы. Неоднократность указаний КС РФ на недопустимость таких нарушений свидетельствует об их наличии, а значит и об игнорировании указаний Конституционного суда налоговыми органами.
Конституционный суд напомнил о механизме защиты при таких нарушениях. Нарушение инспекциями сроков проведения мероприятий налогового контроля может повлечь несоблюдение сроков взыскания сумм задолженности. В правоприменительной практике суды указывают на то, что инспекция теряет право на принудительное взыскание задолженности, как в бесспорном, так и в судебном порядке, если из-за нарушений превышена совокупность сроков совершения действий в рамках мероприятий налогового контроля и оформления их результатов (пункт 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57; пункт 11 Обзора судебной практики от 20 декабря 2016 года).
Утрата возможности принудительно взыскать задолженности из-за длительного невручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки уже сама по себе говорит о чрезмерном превышении допустимой продолжительности контрольных мероприятий. Такое нарушение налогового органа будет скорее полезно налогоплательщику, так как дает право обратиться в суд за оспариванием либо требования об уплате налога, либо решения о взыскании налога.
Но не всегда налоговыми органами сроки нарушаются так, чтобы утрачивалась возможность взыскания задолженности. Полагаю, пока не будет законодательно установлена ответственность налоговых органов за подобные «несущественные» нарушения, они и дальше при проведении проверок могут нарушать сроки, не связанные с непосредственным рассмотрением материалов такой проверки»
2
В заключение
Рассмотренное Постановление КС РФ еще раз демонстрирует, как важно комплексно анализировать каждую конкретную ситуацию при оценке нарушений со стороны инспекций.
При определенных обстоятельствах превышение налоговым органом сроков проведения налоговых мероприятий может квалифицироваться как существенное нарушение и служить основанием для отмены принятого решения. Однако граница между существенными и несущественными нарушениями не всегда очевидна и требует профессиональной правовой оценки.
При определенных обстоятельствах превышение налоговым органом сроков проведения налоговых мероприятий может квалифицироваться как существенное нарушение и служить основанием для отмены принятого решения. Однако граница между существенными и несущественными нарушениями не всегда очевидна и требует профессиональной правовой оценки.
Если ваш бизнес столкнулся с налоговыми вопросами или спорами с контролирующими органами, обращайтесь к налоговым юристам ЦПО групп. Мы поможем защитить ваши интересы и найти оптимальные пути решения даже самых сложных налоговых ситуаций.
Михнов Олег Семенович
Руководитель практики "Налоговое консультирование и споры"
+7 (812) 603-45-25(доб. 352)
E-mail: cpo49@pravorf.ru
+7 (812) 603-45-25(доб. 352)
E-mail: cpo49@pravorf.ru
Читайте в разделе Комментарии в СМИ
Получить консультацию
Спасибо! Ваше сообщение получено