Льготы для субъектов малого предпринимательства при проведении закупок по ФЗ № 44-ФЗ и № 223-ФЗ
Законом установлен ряд льгот для СМП в закупках, проводимых по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Также законодатель готовит ряд изменений о дополнительной ответственности Заказчика.
Законом установлен ряд льгот для СМП в закупках, проводимых по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Также законодатель готовит ряд изменений о дополнительной ответственности Заказчика.
Субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (далее по тексту «СМП») могут участвовать в любой закупке. При этом некоторые тендеры Заказчики обязаны размещать исключительно для СМП. Рассмотрим правовые особенности закупок у СМП и льготы, которые для них предусматривает закон.
Субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (далее по тексту «СМП») могут участвовать в любой закупке. При этом некоторые тендеры Заказчики обязаны размещать исключительно для СМП. Рассмотрим правовые особенности закупок у СМП и льготы, которые для них предусматривает закон.
В каких случаях Заказчик обязан разместить заказ у СМП
Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту «44-ФЗ») выдвигает ряд требований относительно взаимодействия с СМП. Процесс участия в таких закупках и основные требования к нему регулируются статьей 30 данного закона.
Заказчики по 44-ФЗ обязаны осуществлять закупки у СМП в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок. Начальная (максимальная) цена контракта (далее по тексту «НМЦК») не может превышать 20 млн. рублей. Торги осуществляются путем проведения открытых конкурсов, двухэтапных конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, запросов котировок, электронных аукционов, запросов предложений, к участию в которых допускаются только СМП.
Для Заказчиков, работающих по Закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту «223-ФЗ»), также установлены обязательные требования в отношении закупок у СМП. Так, статьей 3 223-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 определены категории Заказчиков, которые должны проводить определенный объем таких закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее по тексту «СМСП»). К таким Заказчикам относятся:
• государственные компании и их дочерние компании;
• автономные учреждения, общая стоимость договоров по закупкам которых за предшествующий календарный год более 250 млн. рублей.
• компании, годовая выручка которых за прошлый год не превысила сумму в 500 млн. руб., если они сами не относятся к СМСП.
Минимальный годовой объем закупок у субъектов малого и среднего бизнеса должен составлять как минимум 20% (при этом не меньше 18% стоимостного объема договоров нужно заключить по закупкам, к которым привлекаются только СМСП).
При закупках товаров, работ и услуг, утвержденных перечнем, Заказчики по 223-ФЗ обязаны провести закупку только среди СМП, если начальная цена договора не более 200 млн руб. Если участниками закупки являются только субъекты СМСП, закупка проводится конкурентной процедурой в электронной форме (ч. 2 ст. 3 223-ФЗ).
Заказчики по 44-ФЗ обязаны осуществлять закупки у СМП в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок. Начальная (максимальная) цена контракта (далее по тексту «НМЦК») не может превышать 20 млн. рублей. Торги осуществляются путем проведения открытых конкурсов, двухэтапных конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, запросов котировок, электронных аукционов, запросов предложений, к участию в которых допускаются только СМП.
Для Заказчиков, работающих по Закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту «223-ФЗ»), также установлены обязательные требования в отношении закупок у СМП. Так, статьей 3 223-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 определены категории Заказчиков, которые должны проводить определенный объем таких закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее по тексту «СМСП»). К таким Заказчикам относятся:
• государственные компании и их дочерние компании;
• автономные учреждения, общая стоимость договоров по закупкам которых за предшествующий календарный год более 250 млн. рублей.
• компании, годовая выручка которых за прошлый год не превысила сумму в 500 млн. руб., если они сами не относятся к СМСП.
Минимальный годовой объем закупок у субъектов малого и среднего бизнеса должен составлять как минимум 20% (при этом не меньше 18% стоимостного объема договоров нужно заключить по закупкам, к которым привлекаются только СМСП).
При закупках товаров, работ и услуг, утвержденных перечнем, Заказчики по 223-ФЗ обязаны провести закупку только среди СМП, если начальная цена договора не более 200 млн руб. Если участниками закупки являются только субъекты СМСП, закупка проводится конкурентной процедурой в электронной форме (ч. 2 ст. 3 223-ФЗ).
Какие льготы законодатель предусмотрел для СМП и СМСП
Для закупок с участием СМП (СМСП) установлены следующие льготы:
По 44-ФЗ:
• в гос.закупках, проводимых только для СМП размер обеспечения контракта Заказчик устанавливает, отталкиваясь от цены заключаемого контракта, а не НМЦК (как при обычных закупках), а размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10 %;
• обеспечение исполнения контракта может не предоставляться, если Поставщик подтвердит факт исполнения им в течение трех лет трех контрактов без применения штрафных санкций. Их сумма должна быть не менее НМЦК закупки. Даже если цена закупки была снижена на 25 % и более от НМЦК и заработали антидемпинговые меры, субъект СМП может воспользоваться указанным правилом;
• в контракт с СМП включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке;
• во время электронного аукциона на ЭТП статус СМП подтверждается автоматически с помощью функционала ЕИС.
По 223-ФЗ:
• если в документации о закупке установлено требование к обеспечению заявки на участие, размер такого обеспечения не может превышать 2 % НМЦК. Если установлено требование к обеспечению исполнения договора, размер такого обеспечения не может быть более 5 % НМЦК (если договором не предусмотрена выплата аванса), либо устанавливается в размере аванса, если договором он предусмотрен;
• с 01.01.2020 максимальный срок оплаты по договору с СМСП - не больше 15 рабочих дней после подписания документа о приемке (ранее срок был равен 30 календарным дням);
• представитель СМСП производит оплату торговой площадке в случае победы в торгах в меньшем размере по сравнению с остальными Участниками, а именно 1% от НМЦК, но не больше 2000 руб. (в обычных закупках верхняя планка составляет 5 000 руб.);
• статус СМСП подтверждается выпиской из Единого реестра малого и среднего предпринимательства, на ЭТП статус можно подтвердить автоматически, не нужно каждый раз прикладывать выписку.
По 44-ФЗ:
• в гос.закупках, проводимых только для СМП размер обеспечения контракта Заказчик устанавливает, отталкиваясь от цены заключаемого контракта, а не НМЦК (как при обычных закупках), а размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10 %;
• обеспечение исполнения контракта может не предоставляться, если Поставщик подтвердит факт исполнения им в течение трех лет трех контрактов без применения штрафных санкций. Их сумма должна быть не менее НМЦК закупки. Даже если цена закупки была снижена на 25 % и более от НМЦК и заработали антидемпинговые меры, субъект СМП может воспользоваться указанным правилом;
• в контракт с СМП включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке;
• во время электронного аукциона на ЭТП статус СМП подтверждается автоматически с помощью функционала ЕИС.
По 223-ФЗ:
• если в документации о закупке установлено требование к обеспечению заявки на участие, размер такого обеспечения не может превышать 2 % НМЦК. Если установлено требование к обеспечению исполнения договора, размер такого обеспечения не может быть более 5 % НМЦК (если договором не предусмотрена выплата аванса), либо устанавливается в размере аванса, если договором он предусмотрен;
• с 01.01.2020 максимальный срок оплаты по договору с СМСП - не больше 15 рабочих дней после подписания документа о приемке (ранее срок был равен 30 календарным дням);
• представитель СМСП производит оплату торговой площадке в случае победы в торгах в меньшем размере по сравнению с остальными Участниками, а именно 1% от НМЦК, но не больше 2000 руб. (в обычных закупках верхняя планка составляет 5 000 руб.);
• статус СМСП подтверждается выпиской из Единого реестра малого и среднего предпринимательства, на ЭТП статус можно подтвердить автоматически, не нужно каждый раз прикладывать выписку.
Дополнительные меры ответственности для Заказчика
В целях поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере закупок закон предусматривает не только послабления для СМП и СМСП, но и повышенные меры ответственности для Заказчиков. Так, КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП (СМСП) (ст. 7.30 КоАП РФ). В частности, за осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд у СМП (СМСП) в размере менее размера, предусмотренного российским законодательством о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрен штраф в размере 50 000 рублей.
Какие изменения могут появиться в ближайшее время
17.02.2020 на рассмотрение в Государственную Думу внесен законопроект, которым предлагается установить ответственность за нарушение Заказчиком сроков и порядка оплаты по договору с СМСП (с текстом можно ознакомиться по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/902432-7).
В настоящее время отсутствует ответственность за установленную постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352 обязанность оплаты товаров, услуг и работ по договору с СМСП в пятнадцатидневный срок с момента подписания Заказчиком документа о приемке.
Очевидно, что неисполнение Заказчиками своих финансовых обязательств по договорам с СМСП влечет для последних негативные последствия. Например, срыв обязательств перед партнерами, или возникновение налоговых задолженностей. Для исключения указанных рисков, а также для стимулирования Заказчиков к своевременной оплате по договорам предлагается внести поправки в статью 7.32.3 КоАП РФ. Если изменения примут, за нарушение Заказчиком срока и порядка оплаты по договору на нарушителей будут налагаться штрафы в размере: от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц, от 50 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.
Предполагается, что указанные изменения минимизируют риски СМСП и дисциплинируют Заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по договору обязательств.
В настоящее время отсутствует ответственность за установленную постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352 обязанность оплаты товаров, услуг и работ по договору с СМСП в пятнадцатидневный срок с момента подписания Заказчиком документа о приемке.
Очевидно, что неисполнение Заказчиками своих финансовых обязательств по договорам с СМСП влечет для последних негативные последствия. Например, срыв обязательств перед партнерами, или возникновение налоговых задолженностей. Для исключения указанных рисков, а также для стимулирования Заказчиков к своевременной оплате по договорам предлагается внести поправки в статью 7.32.3 КоАП РФ. Если изменения примут, за нарушение Заказчиком срока и порядка оплаты по договору на нарушителей будут налагаться штрафы в размере: от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц, от 50 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.
Предполагается, что указанные изменения минимизируют риски СМСП и дисциплинируют Заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по договору обязательств.
Являются ли рассмотренные преференции для СМСП достаточными?
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р), предусматривает различные меры для поддержки и развития СМСП, в том числе в сфере закупок. Основная задача этого направления – расширение доступа малых предприятий к закупкам.
В Стратегии перечислены цели, которых необходимо достичь для поддержки малого и среднего предпринимательства. К ним относятся, в том числе: постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у СМСП, разработка программ партнерства между Заказчиками и СМСП, сокращение издержек потенциальных Поставщиков в связи с участием в закупках.
Для реализации указанных целей разрабатываются новые льготы для Поставщиков и дополнительные меры ответственности для Заказчиков. Однако для малого бизнеса в сфере закупок все еще остаются проблемы. Объективно в России предприятия малого бизнеса действует в менее благоприятных условиях хозяйствования, чем крупные предприятия. Для выравнивания условий предпринимательской деятельности СМСП необходимы дополнительные меры поддержки со стороны государства.
По сообщению Интерфакс к настоящему времени ФАС подготовила законопроект о внесении изменений в 223-ФЗ. Так в частности по закупкам, в которых могут принимать участие только СМСП, планируется расширить номенклатуру товаров, которые могут поставлять СМСП. Основной массив изменений направлен преимущественно на усиление конкуренции в сфере закупок госкомпаний в целом, а не в сегменте МСП.
В Стратегии перечислены цели, которых необходимо достичь для поддержки малого и среднего предпринимательства. К ним относятся, в том числе: постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у СМСП, разработка программ партнерства между Заказчиками и СМСП, сокращение издержек потенциальных Поставщиков в связи с участием в закупках.
Для реализации указанных целей разрабатываются новые льготы для Поставщиков и дополнительные меры ответственности для Заказчиков. Однако для малого бизнеса в сфере закупок все еще остаются проблемы. Объективно в России предприятия малого бизнеса действует в менее благоприятных условиях хозяйствования, чем крупные предприятия. Для выравнивания условий предпринимательской деятельности СМСП необходимы дополнительные меры поддержки со стороны государства.
По сообщению Интерфакс к настоящему времени ФАС подготовила законопроект о внесении изменений в 223-ФЗ. Так в частности по закупкам, в которых могут принимать участие только СМСП, планируется расширить номенклатуру товаров, которые могут поставлять СМСП. Основной массив изменений направлен преимущественно на усиление конкуренции в сфере закупок госкомпаний в целом, а не в сегменте МСП.