Изменения в российском законодательстве в мае 2020 года
Ежемеcячный дайджеcт oт CPO Group
1. С 1 мая 2020 года стартует пилотный проект по приему жалоб от юридических лиц и ИП по ТКС.
ТКС представляет собой электронную форму подачи жалобы по телекоммуникационным каналам связи. В пилоте участвуют пять регионов: Москва, Санкт-Петербург, Волгоградская и Нижегородская области, Республика Алтай.
Жалоба (апелляционная жалоба) в вышестоящий налоговый орган на акты налоговых органов ненормативного характера и действия (бездействие) их должностных лиц представляется по установленной форме. Также установлен порядок ее заполнения и представления.
Пилотный проект продлится два месяца.
Представленная по ТКС жалоба должна быть подписана усиленной квалификационной электронной подписью лица, подающего жалобу, и направлена через оператора электронного документооборота. В ответ налоговый орган сможет сообщить по ТКС время и место ее рассмотрения, информацию о приостановлении или об отказе в приостановлении исполнения решения инспекции, а также сведения о продлении срока рассмотрения жалобы и решение по ней. Это поможет упростить и оптимизировать взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.
(Приказ ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@)
Жалоба (апелляционная жалоба) в вышестоящий налоговый орган на акты налоговых органов ненормативного характера и действия (бездействие) их должностных лиц представляется по установленной форме. Также установлен порядок ее заполнения и представления.
Пилотный проект продлится два месяца.
Представленная по ТКС жалоба должна быть подписана усиленной квалификационной электронной подписью лица, подающего жалобу, и направлена через оператора электронного документооборота. В ответ налоговый орган сможет сообщить по ТКС время и место ее рассмотрения, информацию о приостановлении или об отказе в приостановлении исполнения решения инспекции, а также сведения о продлении срока рассмотрения жалобы и решение по ней. Это поможет упростить и оптимизировать взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.
(Приказ ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@)
2. С 1 мая 2020 года Банк России устанавливает предельное значение комиссий, взимаемых банками со своих клиентов при переводах между физическими лицами
Впредь, переводы в Системе быстрых платежей (СБП) до 100 тыс. рублей в месяц не будут облагаться комиссией.
При переводе на сумму свыше 100 тыс. рублей в месяц максимальный размер комиссии будет составляет не более 0,5% от суммы перевода и не более 1500 рублей.
(Информационное сообщение Банка России от 20.03.2020)
При переводе на сумму свыше 100 тыс. рублей в месяц максимальный размер комиссии будет составляет не более 0,5% от суммы перевода и не более 1500 рублей.
(Информационное сообщение Банка России от 20.03.2020)
3. С 1 мая возобновляется назначение проверок в рамках госконтроля, а также выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок
(Поручение Правительства РФ от 18.03.2020; Приказ ФНС России от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@)
4. С 1 мая снимается ограничение на личный прием граждан в судах
(Постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 N 821, Информация Суда по интеллектуальным правам от 09.04.2020)
5. С 11 мая поиск информации об обременениях в реестре залогов и Федресурсе станет возможен через портал Госуслуг
Вводится возможность предоставления ряда открытых сведений об обременениях через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Федеральная нотариальная палата предоставит сведения о залоге движимого имущества, а оператор Федресурса - сведения о залоге движимого имущества организации, о заключении договора лизинга и о купле-продаже с сохранением права собственности за продавцом.
(Федеральный закон от 12.11.2019 N 370-ФЗ)
Федеральная нотариальная палата предоставит сведения о залоге движимого имущества, а оператор Федресурса - сведения о залоге движимого имущества организации, о заключении договора лизинга и о купле-продаже с сохранением права собственности за продавцом.
(Федеральный закон от 12.11.2019 N 370-ФЗ)
6. 31 мая истекает срок, в течение которого налоговым органам было поручено не принимать решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банках и переводов электронных денежных средств
(Письмо ФНС России от 03.04.2020 N ЕД-20-15/38@)
Изменения в законодательстве, не вошедшие в апрельский дайджест:
1. В связи со сложившейся ситуацией даны разъяснения, которыми уточняется порядок исчисления рабочих дней
Рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.
В случае, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с указом Президента РФ нерабочим, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
(Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ; Письмо Минфина России от 31.03.2020 N 03-02-07/2/25589, Письмо ФНС России от 01.04.2020 N СД-4-3/5547@; Информация ФНС России)
В случае, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с указом Президента РФ нерабочим, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
(Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ; Письмо Минфина России от 31.03.2020 N 03-02-07/2/25589, Письмо ФНС России от 01.04.2020 N СД-4-3/5547@; Информация ФНС России)
2. С 1 апреля 2020 года были введены максимальные размеры платы, взимаемой банками со своих клиентов - ИП в системе быстрых платежей
Тариф на оплату услуг медицинских и образовательных учреждений, платежи в пользу благотворительных организаций, оплату жилищно-коммунальных услуг, услуг транспортной инфраструктуры и на некоторые иные платежи не должен превышать 0,4%. По прочим не упомянутым платежам - 0,7%.
За государственные платежи плата не взимается.
Предусмотрены также ставки межбанковских вознаграждений, уплачиваемых в пользу кредитной организации плательщика.
(Информационное сообщение Банка России)
За государственные платежи плата не взимается.
Предусмотрены также ставки межбанковских вознаграждений, уплачиваемых в пользу кредитной организации плательщика.
(Информационное сообщение Банка России)
3. С 1 апреля 2020 года для субъектов МСП установлены пониженные тарифы страховых взносов в части выплат, определяемых на ежемесячной основе как превышение над величиной МРОТ
Установлены следующие пониженные тарифы:
— на обязательное пенсионное страхование - 10%;
— на обязательное медицинское страхование - 5%;
— на обязательное социальное страхование - 0%.
(Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ; Письмо ФНС России от 07.04.2020 N БС-4-11/5850@)
— на обязательное пенсионное страхование - 10%;
— на обязательное медицинское страхование - 5%;
— на обязательное социальное страхование - 0%.
(Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ; Письмо ФНС России от 07.04.2020 N БС-4-11/5850@)
4. Установлены особенности проведения в 2020 году проверок субъектов малого и среднего предпринимательства
Проверки в отношении юридических лиц и ИП, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов МСП, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера, если иное не установлено Правительством РФ.
(Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
(Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
5. Со 2 апреля Правительством РФ введены особенности применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве
В период начисления неустойки (пени), предусмотренной за нарушения срока внесения платежа и срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства, не включается период, исчисляемый с 3 апреля 2020 года до 1 января 2021 года.
При определении размера убытков, причиненных нарушением обязательство по договору, не учитываются убытки, причиненные:
— в период с 3 апреля 2020 года до 1 января 2021 года;
— в результате введения режима повышенной готовности или ЧС на соответствующей территории нахождения строящегося объекта долевого строительства;
Также до 1 января 2021 года не начисляются проценты, подлежащие уплате участнику долевого строительства в некоторых случаях.
В отношении уплаты неустойки (пени), процентов, возмещения убытков, требования о которых были предъявлены к исполнению застройщику до 3 апреля 2020 года, предоставляется отсрочка до 1 января 2021 года.
Кроме того, до 1 января 2021 года не включаются в реестр проблемных объектов жилые дома, по которым более чем на полгода нарушен срок завершения строительства, если такое нарушение возникло после 3 апреля 2020 года.
(Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 423)
При определении размера убытков, причиненных нарушением обязательство по договору, не учитываются убытки, причиненные:
— в период с 3 апреля 2020 года до 1 января 2021 года;
— в результате введения режима повышенной готовности или ЧС на соответствующей территории нахождения строящегося объекта долевого строительства;
Также до 1 января 2021 года не начисляются проценты, подлежащие уплате участнику долевого строительства в некоторых случаях.
В отношении уплаты неустойки (пени), процентов, возмещения убытков, требования о которых были предъявлены к исполнению застройщику до 3 апреля 2020 года, предоставляется отсрочка до 1 января 2021 года.
Кроме того, до 1 января 2021 года не включаются в реестр проблемных объектов жилые дома, по которым более чем на полгода нарушен срок завершения строительства, если такое нарушение возникло после 3 апреля 2020 года.
(Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 423)
6. 3 апреля были введены особенности применения разрешительных режимов в строительстве и градостроительстве:
— на один год продлевается срок действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает после 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года;
— с 5 до 6 лет продлевается срок действия квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, срок действия которых истекает после 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года.
В период с 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года:
— оказание госуслуги по аттестации, переаттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий осуществляется исключительно в электронном виде;
— выдача квалификационных аттестатов, подтверждающих право на осуществление профессиональной деятельности по проведению экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, на бумажном носителе не осуществляется.
(Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440; Информация Минстроя России)
— с 5 до 6 лет продлевается срок действия квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, срок действия которых истекает после 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года.
В период с 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года:
— оказание госуслуги по аттестации, переаттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий осуществляется исключительно в электронном виде;
— выдача квалификационных аттестатов, подтверждающих право на осуществление профессиональной деятельности по проведению экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, на бумажном носителе не осуществляется.
(Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440; Информация Минстроя России)
7. 12 апреля вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 N 83-ФЗ, направленный на развитие гарантийной поддержки субъектов МСП
Вводится понятие "национальная гарантийная система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Гарантийная поддержка субъектов МСП направлена на обеспечение доступа субъектов МСП и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, к кредитным и иным финансовым ресурсам и оказывается участниками национальной гарантийной системы путем предоставления поручительств и (или) независимых гарантий по:
— обязательствам субъектов МСП и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, основанным на договорах;
— обязательствам кредитных организаций, микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования, иных юридических лиц, оказывающих финансовую поддержку субъектам МСП;
— обязательствам специализированных финансовых обществ по выпуску облигаций, обеспеченных залогом прав (требований) по кредитным договорам, договорам займа и (или) иным обязательствам субъектов МСП;
— иным обязательствам субъектов МСП и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
Также установлено, что региональные гарантийные организации подлежат ежегодному ранжированию корпорацией развития малого и среднего предпринимательства с присвоением ранга, характеризующего степень их финансовой устойчивости и эффективность деятельности.
(Федеральный закон от 01.04.2020 N 83-ФЗ)
Гарантийная поддержка субъектов МСП направлена на обеспечение доступа субъектов МСП и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, к кредитным и иным финансовым ресурсам и оказывается участниками национальной гарантийной системы путем предоставления поручительств и (или) независимых гарантий по:
— обязательствам субъектов МСП и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, основанным на договорах;
— обязательствам кредитных организаций, микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования, иных юридических лиц, оказывающих финансовую поддержку субъектам МСП;
— обязательствам специализированных финансовых обществ по выпуску облигаций, обеспеченных залогом прав (требований) по кредитным договорам, договорам займа и (или) иным обязательствам субъектов МСП;
— иным обязательствам субъектов МСП и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
Также установлено, что региональные гарантийные организации подлежат ежегодному ранжированию корпорацией развития малого и среднего предпринимательства с присвоением ранга, характеризующего степень их финансовой устойчивости и эффективность деятельности.
(Федеральный закон от 01.04.2020 N 83-ФЗ)
8. С 15 апреля предусматривается перенос в 2020 году сроков представления в Минюст России отдельных документов некоммерческими организациями
Так, не позднее 1 июня 2020 года представляются:
— документы НКО, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
— документы общественного объединения, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании;
— документы структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, содержащие информацию о фактическом расходовании или использовании полученных денежных средств и иного имущества, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и использовании предоставленного им иного имущества;
— документы структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, содержащие информацию об объеме получаемых денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или использования за I квартал 2020 года.
(Постановление Правительства РФ от 15.04.2020 N 505)
— документы НКО, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
— документы общественного объединения, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании;
— документы структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, содержащие информацию о фактическом расходовании или использовании полученных денежных средств и иного имущества, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и использовании предоставленного им иного имущества;
— документы структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, содержащие информацию об объеме получаемых денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или использования за I квартал 2020 года.
(Постановление Правительства РФ от 15.04.2020 N 505)