Изменения для бизнеса с октября 2024 года
Оптимизация блокировки «зеркал» заблокированных сайтов, продление ограничений на перевод средств за рубеж, новый сервис Центробанка для проверки бизнеса, изменения в порядке ведения кассовых операций и другие новости
1
Изменился процесс ограничения доступа к «зеркалам» заблокированных пиратских сайтов
Когда пиратские сайты блокируются, на их месте часто возникают новые ресурсы, содержащие тот же нелегальный контент. Речь идет о «зеркалах» — почти точных копиях сайтов, предоставляющих тот же незаконный доступ к материалам. Для решения этой проблемы законодателем введена упрощённая процедура блокировки «зеркал», а с 1 октября 2024 года этот процесс оптимизировали.
С 1 октября Роскомнадзор (а не Минцифры, как было ранее) непосредственно принимает решения о признании сайта копией заблокированного. Ожидается, что новый порядок ускорит внедрение мер по ограничению доступа к таким ресурсам. Также с 1 октября все операторы поисковых систем обязаны прекращать выдачу информации о сайтах, являющихся копиями заблокированных.
С 1 октября Роскомнадзор (а не Минцифры, как было ранее) непосредственно принимает решения о признании сайта копией заблокированного. Ожидается, что новый порядок ускорит внедрение мер по ограничению доступа к таким ресурсам. Также с 1 октября все операторы поисковых систем обязаны прекращать выдачу информации о сайтах, являющихся копиями заблокированных.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 11 и 15 Федерального закона "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации"
2
Продлены ограничения на перевод средств за рубеж
Банк России несколько раз продлевал сроки действия ограничений на валютные переводы. Ранее планировалось, что эти меры будут действовать только до конца сентября 2024 года, однако они были продлены еще на 6 месяцев: с 1 октября 2024 года до 31 марта 2025 года.
На текущий момент граждане России и нерезиденты из дружественных стран могут продолжать переводить не более 1 млн $ (или эквивалент в другой валюте) на зарубежные счета в течение одного месяца. Лимит для переводов через системы денежных переводов также остается прежним — не более 10 тыс. $ в месяц (или эквивалент в иной валюте). Размеры переводов рассчитываются на основе официального курса рубля к иностранным валютам на дату, когда банк получит поручение на проведение операции.
Нерезиденты, работающие в России, могут отправлять за границу суммы, соответствующие их зарплате, независимо от того, представляют они дружественные или недружественные страны.
На текущий момент граждане России и нерезиденты из дружественных стран могут продолжать переводить не более 1 млн $ (или эквивалент в другой валюте) на зарубежные счета в течение одного месяца. Лимит для переводов через системы денежных переводов также остается прежним — не более 10 тыс. $ в месяц (или эквивалент в иной валюте). Размеры переводов рассчитываются на основе официального курса рубля к иностранным валютам на дату, когда банк получит поручение на проведение операции.
Нерезиденты, работающие в России, могут отправлять за границу суммы, соответствующие их зарплате, независимо от того, представляют они дружественные или недружественные страны.
Информация Банка России от 23 сентября 2024 г. “Банк России продлил еще на 6 месяцев ограничения на перевод средств за рубеж”
3
Обновилась форма счета-фактуры
С 1 октября в счет-фактуре появилась новая графа для указания стоимости товаров, подлежащих прослеживаемости, без НДС. Эту графу необходимо заполнять при продаже товаров, включая их реализацию в составе комплектов или наборов, а также при передаче товаров в рамках выполненных работ. Такая же графа добавлена в форму корректировочного счета-фактуры.
Кроме того, уточнен порядок заполнения счетов-фактур при приобретении работ или услуг у иностранных компаний, которые не зарегистрированы в налоговых органах России. Эти изменения направлены на повышение прозрачности учета и контроля за движением подлежащих прослеживаемости товаров.
Кроме того, уточнен порядок заполнения счетов-фактур при приобретении работ или услуг у иностранных компаний, которые не зарегистрированы в налоговых органах России. Эти изменения направлены на повышение прозрачности учета и контроля за движением подлежащих прослеживаемости товаров.
Постановление Правительства РФ от 16 августа 2024 г. № 1096 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137 и признании утратившим силу абзаца двадцать шестого подпункта "б" пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2021 г. № 534"
4
Появился новый сервис для проверки бизнеса
С начала месяца на сайте Банка России начала публиковаться информация о включении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в группы риска по совершению подозрительных операций. В открытом доступе размещены данные о налоговых номерах (ИНН) компаний, а также информация о том, отнесены ли они к группе высокого уровня риска. Этот сервис доступен для всех пользователей без ограничений.
Платформа «Знай своего клиента», запущенная Банком России, позволяет кредитным организациям получать информацию о риске вовлеченности их клиентов (юридических лиц и ИП) в подозрительные операции. Клиенты распределяются на три группы риска: низкий (зеленый), средний (желтый) и высокий (красный) на основе аналитических данных регулятора. По последним данным, 96,8% клиентов относятся к низкому риску, 1,9% – к среднему, и 1,3% – к высокому.
Для получения информации через этот сервис необходимо указать ИНН компании или ИП инициатора запроса, цель запроса (по желанию), а также ввести защитный код, чтобы избежать массовых запросов роботами. Банк России открыл доступ к этому сервису для всех, что сделало процесс проверки более прозрачным и доступным для всех заинтересованных лиц.
Платформа «Знай своего клиента», запущенная Банком России, позволяет кредитным организациям получать информацию о риске вовлеченности их клиентов (юридических лиц и ИП) в подозрительные операции. Клиенты распределяются на три группы риска: низкий (зеленый), средний (желтый) и высокий (красный) на основе аналитических данных регулятора. По последним данным, 96,8% клиентов относятся к низкому риску, 1,9% – к среднему, и 1,3% – к высокому.
Для получения информации через этот сервис необходимо указать ИНН компании или ИП инициатора запроса, цель запроса (по желанию), а также ввести защитный код, чтобы избежать массовых запросов роботами. Банк России открыл доступ к этому сервису для всех, что сделало процесс проверки более прозрачным и доступным для всех заинтересованных лиц.
Указание Банка России от 28 июня 2023 г. № 6473-У "О составе информации об отнесении юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций и порядке доступа к указанной информации"
Информация Банка России от 20 сентября 2024 года "Проверить добросовестность бизнеса на платформе "Знай своего клиента" можно с 1 октября 2024 года"
Информация Банка России от 20 сентября 2024 года "Проверить добросовестность бизнеса на платформе "Знай своего клиента" можно с 1 октября 2024 года"
5
Возросли ставки утилизационного сбора
С 1 октября 2024 года началось увеличение утилизационного сбора на различные виды транспортных средств, включая легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили, автобусы, прицепы, полуприцепы и некоторые типы дорожно-строительной техники.
Повышенные коэффициенты коснулись как импортируемых в Россию транспортных средств, так и произведенных внутри страны. Эти изменения затронули юридических лиц, ввозящих машины для дальнейшей продажи, а также производителей автотранспорта. Исключение сделано для физических лиц, которые самостоятельно ввозят автомобили с двигателями объемом до 3-х литров для личного использования — для них сохранились льготные коэффициенты.
В отношении дорожно-строительной техники, утилизационный сбор будут повышать каждый год, начиная с 1 января 2025 года на 15%. А в отношении некоторых видов спецтехники, производство которой только осваивается в РФ, предусмотрена отложенная индексация – не ранее 2026 и 2028 годов (экскаваторы и экскаваторы-погрузчики).
Увеличение будет происходить постепенно: начнется с октября 2024 года и продолжится с января каждого следующего года. Однако для автомобилей, ввезенных в Россию до 1 октября 2024 года, сохранятся старые коэффициенты утилизационного сбора при условии, что документы будут поданы в таможенные органы до 15 октября 2024 года.
Повышенные коэффициенты коснулись как импортируемых в Россию транспортных средств, так и произведенных внутри страны. Эти изменения затронули юридических лиц, ввозящих машины для дальнейшей продажи, а также производителей автотранспорта. Исключение сделано для физических лиц, которые самостоятельно ввозят автомобили с двигателями объемом до 3-х литров для личного использования — для них сохранились льготные коэффициенты.
В отношении дорожно-строительной техники, утилизационный сбор будут повышать каждый год, начиная с 1 января 2025 года на 15%. А в отношении некоторых видов спецтехники, производство которой только осваивается в РФ, предусмотрена отложенная индексация – не ранее 2026 и 2028 годов (экскаваторы и экскаваторы-погрузчики).
Увеличение будет происходить постепенно: начнется с октября 2024 года и продолжится с января каждого следующего года. Однако для автомобилей, ввезенных в Россию до 1 октября 2024 года, сохранятся старые коэффициенты утилизационного сбора при условии, что документы будут поданы в таможенные органы до 15 октября 2024 года.
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2024 г. № 1255 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
6
Истечет срок для заключения договора ОСГОП для легковых такси
С 1 сентября 2024 года стало обязательным страхование гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) для такси. Однако тем компаниям, которые получили разрешение на таксомоторные перевозки до этой даты, дали отсрочку в 60 дней для оформления договора ОСГОП и передачи соответствующих данных в уполномоченный орган. Если перевозчик не успеет передать эти сведения до конца октября, ему запретят оказывать услуги такси. Сначала приостановят действие разрешения, а через 30 дней его аннулируют.
Напомним, что такой полис был введен для защиты пассажиров во время поездки. Он позволяет в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров получить компенсацию в увеличенном размере – до 2 млн рублей, что существенно выше суммы в 500 тысяч рублей, предусмотренной ОСАГО.
Напомним, что такой полис был введен для защиты пассажиров во время поездки. Он позволяет в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров получить компенсацию в увеличенном размере – до 2 млн рублей, что существенно выше суммы в 500 тысяч рублей, предусмотренной ОСАГО.
Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 278-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
7
Обязательное тестирование при страховании жизни
С 1 октября для граждан, которые хотят приобрести полис инвестиционного или накопительного страхования жизни, тестирование стало обязательным. Исключение сделано для тех, кто уже имеет статус квалифицированного инвестора, а также для клиентов, уплачивающих крупную страховую премию (более 1,4 млн рублей). Кроме того, тестирование не потребуется, если выкупная сумма по договору составляет не менее 95% от всех внесенных страховых взносов, даже если клиент пропустит от 1 до 3 страховых платежей подряд в течение полугода.
Тестирование введено для того, чтобы помочь гражданам лучше понять условия полисов инвестиционного или накопительного страхования жизни (ИСЖ или НСЖ) и оценить, насколько они соответствуют их ожиданиям и финансовым целям. Это также направлено на сокращение случаев мисселинга — ситуации, когда страховые продукты продаются как другие финансовые инструменты, такие как банковские вклады. Тестирование призвано защитить клиентов от приобретения неподходящих им страховых продуктов и повысить прозрачность условий, снижая риск недобросовестных продаж.
Если страховая компания заключит договор с клиентом, не соблюдая правила проведения тестирования, то у клиента появится право в одностороннем порядке отказаться от договора. В таком случае страховщик будет обязан вернуть все уплаченные средства и компенсировать все понесенные расходы клиента.
Тестирование введено для того, чтобы помочь гражданам лучше понять условия полисов инвестиционного или накопительного страхования жизни (ИСЖ или НСЖ) и оценить, насколько они соответствуют их ожиданиям и финансовым целям. Это также направлено на сокращение случаев мисселинга — ситуации, когда страховые продукты продаются как другие финансовые инструменты, такие как банковские вклады. Тестирование призвано защитить клиентов от приобретения неподходящих им страховых продуктов и повысить прозрачность условий, снижая риск недобросовестных продаж.
Если страховая компания заключит договор с клиентом, не соблюдая правила проведения тестирования, то у клиента появится право в одностороннем порядке отказаться от договора. В таком случае страховщик будет обязан вернуть все уплаченные средства и компенсировать все понесенные расходы клиента.
Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 481-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
8
Для участников госзакупок поменялись правила подтверждения соответствия дополнительным требованиям
С 3 октября вступил в силу закон, который устанавливает, что дополнительное требование к закупкам будет применяться независимо от сферы деятельности заказчика. Ранее требования могли варьироваться в зависимости от отрасли, но теперь это правило унифицировано для всех сфер.
С 1 октября также произошли изменения, касающиеся независимых гарантий. Скорректированы правила ведения реестра независимых гарантий в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок, а также правила формирования и ведения закрытого реестра. Были обновлены типовые формы независимых гарантий, требования к участникам закупочных процедур и положение об оценке заявок.
Дополнительно с 1 октября уточнен порядок приостановления определения контрагента контрольным органом в тех случаях, когда контракт с заказчиком был заключен до рассмотрения жалобы. Это касается закрытых электронных процедур.
Изменения также коснулись Закона № 223-ФЗ: добавлены нормы о предоставлении национального режима в закупках, а также введено обязательство заказчиков составлять ежегодный отчет о закупках российских товаров, работ и услуг.
С 1 октября также произошли изменения, касающиеся независимых гарантий. Скорректированы правила ведения реестра независимых гарантий в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок, а также правила формирования и ведения закрытого реестра. Были обновлены типовые формы независимых гарантий, требования к участникам закупочных процедур и положение об оценке заявок.
Дополнительно с 1 октября уточнен порядок приостановления определения контрагента контрольным органом в тех случаях, когда контракт с заказчиком был заключен до рассмотрения жалобы. Это касается закрытых электронных процедур.
Изменения также коснулись Закона № 223-ФЗ: добавлены нормы о предоставлении национального режима в закупках, а также введено обязательство заказчиков составлять ежегодный отчет о закупках российских товаров, работ и услуг.
Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 318-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2024 г. № 1285 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2024 г. № 1285 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
9
Изменился порядок ведения кассовых операций организациями
С 1 октября изменился порядок ведения кассовых операций организациями. В дополнение к приему и выдаче наличных денежных средств в кассовые операции теперь включены действия по размену банкнот и монет одного номинала на другой. Кассиру необходимо оформлять специальную справку о размене наличных денег для таких операций. Этот новый порядок расширяет существующие требования к ведению кассовой документации и повышает прозрачность операций с наличными средствами.
Указание Банка России от 9 января 2024 г. № 6658-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"
Читайте в разделе Новое в законодательстве
Проконсультируйтесь и узнайте стоимость услуг
Оставьте контакты и мы свяжемся с вами, чтобы проанализировать ситуацию и сформировать индивидуальное коммерческое предложение
Спасибо! Ваше сообщение получено
Нажимая кнопку "Отправить" и отправляя данную форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Получить консультацию
Спасибо! Ваше сообщение получено