Исключения. Что не подлежит регистрации в качестве товарного знака

Товарный знак (ТЗ) используется в коммерческой деятельности для индивидуализации товаров и услуг. ТЗ придаёт товарам и услугам компании эксклюзивность и узнаваемость среди широкого круга потребителей
1
Каким может быть товарный знак?
Всё зависит от вашего креатива, целей и ценностей, которые вы хотите в него вложить. На сегодняшний день в Роспатенте регистрируются текстовые, изобразительные, звуковые, световые, объемные, запаховые, голографические и даже комбинированные знаки. Можно воплотить в товарном знаке самые интересные идеи.
Подать заявку на регистрацию товарного знака может любая компания, ИП на основании ст. 1488 ГК РФ, а с 29 июня 2023 года также и физическое лицо без статуса ИП (Федеральный закон от 28.06.2022 № 193-ФЗ). Однако существуют правовые нюансы, исключения и риски, при которых товарный знак зарегистрировать не получится.
2
Законодательство Российской Федерации устанавливает ряд ограничений
Если на регистрацию в качестве товарного знака подается обозначение, тождественное или сходное до степени смешения с объектом авторского права, в регистрации могут отказать по причине введения в заблуждение потребителя относительно товара, его изготовителя или места производства. Товарный знак также не должен противоречить общественным интересам, принципам гуманности и морали. (п. 3 ст. 1483 ГК РФ).
3
Государственные символы, гербы, эмблемы
В соответствии со статьей 1231.1 ГК РФ не предоставляется правовая охрана в качестве средства индивидуализации объектам, включающим в себя официальные символы, наименования и отличительные знаки: государственные символы и знаки, сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их символы и знаки, официальные знаки отличия.
Пример:
Герб Российской Федерации (Герб России), ГГР РФ: № 3
4
Географические наименования
Знаки, которые являются географическими наименованиями, такие как «Москва», «Кисловодск» или «Краснодар», запрещены к регистрации в качестве ТЗ. Эти знаки используются для обозначения наименования места происхождения товаров и не могут быть защищены как индивидуальные товарные знаки. 

Однако стоит иметь в виду, что такие знаки могут быть зарегистрированы в случае, если такое наименование или сходное с ним до степени смешения обозначение включено в качестве неохраняемого элемента в ТЗ, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование места происхождения товаров, с условием о том, что регистрация ТЗ осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.
Пример:
АРХЫЗ (НМПТ, № регистрации 52)
5
Общие наименования товаров и услуг
Знаки, которые не предоставляют уникальности выпускаемым товарам или оказываемым услугам, а лишь дают им общую характеристику, количественную или качественную оценку.
Пример:
«Кафе», «Такси», «Хлеб», «Мебель», «Молоко»
6
Обман и введение потребителей в заблуждение
Регистрация знаков, способных ввести потребителей в заблуждение относительно характера, качества или места происхождения товаров или услуг, также запрещена. Это направлено на защиту прав потребителей и поддержание честной конкуренции на рынке.
Пример:
«Наш самый лучший кофе»
7
Противоречие нравственности, общественному порядку и закону
В России товарные знаки, противоречащие нравственности, не могут быть зарегистрированы. К таким знакам относятся знаки, которые содержат оскорбительные или дискриминационные элементы. Также не могут быть зарегистрированы знаки, которые нарушают общественный порядок или моральные нормы.
Пример:
Знак, содержащий изображение насилия, алкогольной или табачной продукции.
8
Знаки, нарушающие права третьих лиц
П. 9 ст. 1483 ГК РФ не допускает регистрацию в качестве ТЗ обозначений, тождественных или сходных до степени смешения названию известного в РФ на дату подачи заявки на регистрацию ТЗ произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого ТЗ.
Пример:
Зарегистрированный в качестве товарного знака персонаж из мультфильма «Маша и Медведь», № государственной регистрации 505856
Несмотря на то, что экспертиза заявленного обозначения по данному основанию не проводится, в дальнейшем зарегистрированный товарный знак может быть оспорен заинтересованным лицом – правообладателем известного в России произведения, а также его правопреемниками (п.п.1 п. 2 ст. 1512, п. 1 и 2 ст. 1513 ГК РФ).
Российское законодательство стремится создать равные условия для бизнеса, обеспечивая защиту общественных интересов и прав потребителей. Знание исключений поможет предпринимателям и компаниям избежать проблемных ситуаций в своей практике. В свою очередь, мы рекомендуем обращаться к опытным специалистам за консультацией по спорным вопросам.

В команде ЦПО групп работают опытные юристы в области интеллектуальной собственности. Они проконсультируют вас по вопросам возможности регистрации вашего товарного знака, проведут комплексный анализ и сопроводят все необходимые процедуры.

Гурова Елена Леонидовна

Старший юрисконсульт

+7 (495) 150-50-45 (доб. 389)
E-mail: lawyer@pravorf.ru
Интеллектуальная собственность
Регистрация и защита интеллектуальной собственности
Охрана результатов интеллектуальной деятельности
Разработка системы управления правами на РИД и аудит внутренних документов для учета рисков