Банк России запустил работу сервиса KYC (знай своего клиента), который позволит классифицировать каждого клиента по уровню благонадежности и добросовестности
Центральный Банк поделит всех клиентов банка (юридических лиц) на три группы в зависимости от уровня риска: низкую, среднюю и высокую (зеленую, желтую и красную). От присвоенной категории зависит уровень контроля за операциями клиента со стороны банка.
С 1 июля 2022 года начал функционировать сервис Центрального Банка KYC (знай своего клиента).
Данный сервис будет информировать кредитные организации о том, насколько клиент ведет рискованную деятельность с точки зрения "антиотмывочного" законодательства (115-ФЗ).
Центральный Банк поделит всех клиентов на три группы по уровню риска (в зависимости от такой оценки банки будут определять режим работы с клиентом):
1. К низкой (зелёной) категории риска будут отнесены 99% компаний, это клиенты, ведущие реальную деятельность и никак не задействованные в отмывании денег.
2. К средней (жёлтой) категории риска будут отнесены 0,3% компаний, это клиенты, ведущие реальную деятельность, однако осуществляющие сомнительные операции. В случае если операция вызовет вопросы у банка, то он вправе её отклонить.
3. К высокой (красной) категории риска будут отнесены оставшиеся 0,7% компаний, это клиенты, которые не ведут реальную деятельность, а являются лишь специально созданной технической компанией. Они будут лишаться стандартных банковских услуг, за исключением круга операции для обеспечения жизнедеятельности.
Из-за "цветовой" классификации категорий клиентов система получила название "светофор".
От присвоенной категории зависит уровень контроля за операциями клиента со стороны банка.
Центральный Банк поделит всех клиентов на три группы по уровню риска (в зависимости от такой оценки банки будут определять режим работы с клиентом):
1. К низкой (зелёной) категории риска будут отнесены 99% компаний, это клиенты, ведущие реальную деятельность и никак не задействованные в отмывании денег.
2. К средней (жёлтой) категории риска будут отнесены 0,3% компаний, это клиенты, ведущие реальную деятельность, однако осуществляющие сомнительные операции. В случае если операция вызовет вопросы у банка, то он вправе её отклонить.
3. К высокой (красной) категории риска будут отнесены оставшиеся 0,7% компаний, это клиенты, которые не ведут реальную деятельность, а являются лишь специально созданной технической компанией. Они будут лишаться стандартных банковских услуг, за исключением круга операции для обеспечения жизнедеятельности.
Из-за "цветовой" классификации категорий клиентов система получила название "светофор".
От присвоенной категории зависит уровень контроля за операциями клиента со стороны банка.
Что делать, если клиента отнесли к рискованной категории безосновательно?
В этом случае у него есть право для начала обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ.
Если же решение комиссии не удовлетворит клиента, то тогда он может в течение 6 месяцев обратиться в суд.
Если же решение комиссии не удовлетворит клиента, то тогда он может в течение 6 месяцев обратиться в суд.
Какие изменения повлечет появление сервиса?
Для добросовестных клиентов, которые относятся к зеленой категории, появление сервиса будет положительно влиять на их деятельность. Сейчас банки перестраховываются, чтобы избежать претензий регулятора. Как следствие, добросовестные клиенты страдают от излишних проверок и несут дополнительные расходы. Таким образом ожидается существенное снижение проверок, а также "реабилитация" неоправданно пострадавших компаний.
Тем, кто попал в "желтую" или "красную" категорию необходимо обратиться в ЦБ РФ за изменением статуса.
Практика применения по восстановлению своего "доброго имени" и изменению статуса еще не выработалась, так как норма вступила в силу совсем недавно и мало кто из клиентов банка еще сталкивался с этим. Но уже сейчас очевидно, что количество проверок банка в рамках 115-ФЗ должно уменьшиться, а сложность процедуры реабилитации клиента может увеличиться.
Тем, кто попал в "желтую" или "красную" категорию необходимо обратиться в ЦБ РФ за изменением статуса.
Практика применения по восстановлению своего "доброго имени" и изменению статуса еще не выработалась, так как норма вступила в силу совсем недавно и мало кто из клиентов банка еще сталкивался с этим. Но уже сейчас очевидно, что количество проверок банка в рамках 115-ФЗ должно уменьшиться, а сложность процедуры реабилитации клиента может увеличиться.
В случае выявления проблем рекомендуем сразу обращаться к юристам. Это позволит Вам сэкономить нервы, время и деньги.
Помощь при блокировке счета (в рамках 115-ФЗ)
Сервис Центрального Банка KYC (знай своего клиента). Почему важно отслеживать свой статус отнесения к категории высокого риска
Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group: