Законопроект об экопродукции
В июле этого года Министерством сельского хозяйства РФ был разработан законопроект «Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии» (02/04/07-19/00092979), который сейчас находится на стадии публичный обсуждений
В настоящее время в Государственной Думе РФ проходят публичные обсуждения законопроекта, разработанного Министерством сельского хозяйства России, «Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии» (02/04/07-19/00092979).
Коняева Анна Юрьевна, руководитель группы компаний ЦПО, прокомментировала положения законопроекта.
Защита интересов потребителей или преимущества для бизнеса?
В первую очередь проект закона направлен на защиту интересов потребителей. Законодатель наделяет производителя правом размещать на экопродукции специальную маркировку. При этом маркировку производитель сможет использовать только после прохождения процедуры добровольной сертификации. Введение процедуры сертификации при маркировке товаров по мнению законодателя даст потребителю дополнительные гарантии качества.
Также законопроект предусматривает создание единого реестра производителей экопродукции. Это позволит информировать потребителей о самих производителях и выпускаемых ими продуктах.
Таким образом, предложенные законодателем условия, во-первых, позволят потребителю выделять продукты из массы других, а во-вторых, будут указывать потребителю на то, что товар прошел процедуру проверки качества.
Для бизнеса маркировка экопродукции может послужить конкурентным преимуществом, так как позволит производителю выгодно выделить продукт на рынке. В то же время, сертификация и маркировка потребуют дополнительных временных и финансовых затрат. Каждый предприниматель решает сам, необходимо ли ему применение маркировки продукции, так как сертификация является добровольной. Но для малых предприятий, это, скорее, не найдет своего применения: это дополнительные финансовые затраты, которые могут негативно сказаться на положении таких предприятий в условиях жесткой конкуренции.
Также законопроект предусматривает создание единого реестра производителей экопродукции. Это позволит информировать потребителей о самих производителях и выпускаемых ими продуктах.
Таким образом, предложенные законодателем условия, во-первых, позволят потребителю выделять продукты из массы других, а во-вторых, будут указывать потребителю на то, что товар прошел процедуру проверки качества.
Для бизнеса маркировка экопродукции может послужить конкурентным преимуществом, так как позволит производителю выгодно выделить продукт на рынке. В то же время, сертификация и маркировка потребуют дополнительных временных и финансовых затрат. Каждый предприниматель решает сам, необходимо ли ему применение маркировки продукции, так как сертификация является добровольной. Но для малых предприятий, это, скорее, не найдет своего применения: это дополнительные финансовые затраты, которые могут негативно сказаться на положении таких предприятий в условиях жесткой конкуренции.
На практике
Возникают вопросы к тому, как некоторые положения законопроекта будут работать на практике. Например, в статье 7 законопроекта указано, что, если маркировка проставлена без прохождения сертификации, или если действие сертификата прекращено, производитель продукта будет нести предусмотренную действующим законодательством ответственность. Однако не ясно, к какой ответственности будут привлечены производители в указанных случаях.
В настоящее время статья 15.12 КоАП РФ и статья 171.1 УК РФ предусматривают административную и уголовную ответственность за продажу товара без маркировки, или с нарушением порядка нанесения маркировки. Однако действие указанных статей распространяется на случаи, когда маркировка обязательна. В законопроекте же говорится о добровольной сертификации продукции и о праве, но не обязанности производителя размещать на продукте маркировку.
При реализации положений закона важно:
— установить высокий уровень требований, выдвигаемых к производителям и продукции;
— тщательно подойти к выбору организаций, которые будут иметь право проводить данную сертификацию.
Это необходимо для того, чтобы маркировка отражала реальную и качественную проверку производителя и продукции. В противном случае, это приведет к «формальной» выдаче документов, а также может стать предметом злоупотреблений. В конечном итоге это сделает невозможным достижение целей, изначально заложенных в идею законопроекта.
В настоящее время статья 15.12 КоАП РФ и статья 171.1 УК РФ предусматривают административную и уголовную ответственность за продажу товара без маркировки, или с нарушением порядка нанесения маркировки. Однако действие указанных статей распространяется на случаи, когда маркировка обязательна. В законопроекте же говорится о добровольной сертификации продукции и о праве, но не обязанности производителя размещать на продукте маркировку.
При реализации положений закона важно:
— установить высокий уровень требований, выдвигаемых к производителям и продукции;
— тщательно подойти к выбору организаций, которые будут иметь право проводить данную сертификацию.
Это необходимо для того, чтобы маркировка отражала реальную и качественную проверку производителя и продукции. В противном случае, это приведет к «формальной» выдаче документов, а также может стать предметом злоупотреблений. В конечном итоге это сделает невозможным достижение целей, изначально заложенных в идею законопроекта.