В конце апреля вступит в силу приказ ФНС России о новых требованиях к жалобе в отношении налоговых органов

ФНС разработала новый формат для жалоб на акты Инспекций и действия должностных лиц. Приказом установлено, что если жалоба подана в ином формате, госорган ее не примет
Вожова Елена Михайловна
10.04.2020
ФНС разработала новый формат для жалоб на акты Инспекций и действия должностных лиц. Приказом установлено, что если жалоба подана в ином формате, госорган ее не примет.
30.04.2020 вступит в силу Приказ ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@ (далее-Приказ), который утверждает:
  1. Форму жалобы (апелляционной жалобы) на акты ФНС ненормативного характера, а также действия или бездействие должностных лиц налогового органа, утв. приложением №1 к Приказу.
  2. Формат подачи жалобы (апелляционной жалобы) в электронном виде, утв. приложением №2 к Приказу.
  3. Формат направления налоговым органом решений по жалобам в электронном формате, утв. приложением № 3 к Приказу.
  4. Порядок подачи жалоб и направления решений по ним в электронном формате, утв. приложением №4 к Приказу.
  5. Правила заполнения формы жалоб, утв. приложением №5 к Приказу.
Жалобу можно подать в форме электронного документа, или на бумажном носителе. Если жалоба подается в электронной форме, она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью. Приказом установлено, что в случае направления в ФНС жалобы в электронном виде, при подтвержденном приеме документа налоговым органом, жалобу в бумажном виде налогоплательщику направлять не нужно.
В жалобе указываются следующие обязательные сведения:
  1. Наименование вышестоящего налогового органа, уполномоченного рассматривать жалобу.
  2. Сведения об отправителе жалобы: наименование организации, или Ф.И.О. ИП, гражданина, адрес места нахождения компании или места проживания гражданина, ИНН организации или физического лица, КПП организации.
  3. Предмет обжалования, например, решение налогового органа, требование об уплате налога (взноса, штрафов, пени), действие или бездействие должностного лица и т.д.
  4. Код жалобы (1-для жалобы и 2-для апелляционной жалобы).
  5. Дата и номер обжалуемого документа.
  6. Код и наименование Инспекции, акт которой обжалуется.
  7. Основания, по которым налогоплательщик считает свои права нарушенными, его требования.
  8. Сведения о представителе, если он подает жалобу, с указанием названия и даты выдачи документа, которым лицо уполномочено на такие действия.
  9. Количество приложений.
  10. Подпись подателя жалобы и дата ее составления
Также налогоплательщик должен указать, в каком формате желает получить решение по жалобе: в электронном виде, по почте на бумажном носителе, лично, или через кабинет налогоплательщика.

В течение одного дня с момента подачи жалобы в электронном виде налогоплательщик должен получить квитанцию о ее приеме, либо уведомление об отказе в приеме, а также подтверждение даты отправки жалобы. Если налоговый орган отказал в приеме жалобы по причине содержащихся в ней ошибок (об этом будет указано в уведомлении), жалобу можно будет направить повторно после их исправления. Если налоговый орган принимает электронную жалобу, в течение трех дней с момента ее поступления он должен перенаправить электронный документ на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган.
В Приказе указаны основания для отказа в приеме жалобы. 
Так, Инспекция не примет жалобу, если:
  1. Она подана в налоговый орган, который не выносил оспариваемый акт в отношении подателя жалобы.
  2. Жалоба не подписана усиленной квалифицированной электронной подписью, либо возникают вопросы о несоответствии подписи, которой подписан документ, усиленной квалифицированной электронной подписи подателя жалобы.
  3. К поданной представителем жалобе не прилагаются сведения о представительстве.
  4. Жалоба не соответствует утвержденному Приказом формату.

Требование ФНС о направлении жалобы исключительно в указанном формате направлено на развитие электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также в связи для совершенствования налогового администрирования.

Приказ распространяется на подачу жалоб в электронном формате. Порядок подачи жалоб на бумажном носителе данным Приказом не регулируется и остаётся на прежних условиях. Полагаем, что требования к электронной форме жалобы являются избыточными. НК РФ не обязывает налогоплательщика использовать для подачи жалобы только установленные ФНС формы. Однако игнорирование разработанных налоговым органом правил может привести к непринятию жалобы к рассмотрению. Учитывая сказанное, для исключения лишних разногласий и споров с налоговым органом рекомендуем руководствоваться формой, установленной Приказом.