Утвержден план трансформации делового климата. Каких изменений ждать?
1. Подключение к сетям инженерно-технического обеспеченияПредлагается ряд мер для упрощения и сокращения сроков подключения объектов капитального строительства к сетям. Процедуру планируется сделать прозрачной, простой и не такой затратной, как в настоящее время. Также запланирован переход на электронную форму передачи заявлений и документов, необходимых для подключения к сетям.
2. Градостроительная деятельность, территориальное планирование
В разделе перечислены мероприятия для улучшения предпринимательского климата в области градостроительства. Планируется упростить процесс строительства с момента подготовки документации до ввода объекта в эксплуатацию, также упростится процесс регистрации права собственности. Для этих целей усиливается межведомственное взаимодействие и осуществляется переход на предоставление услуг в электронной форме.
3. Госуслуги в сфере кадастрового учета недвижимости и регистрации прав на недвижимость
Комплекс мер в этой сфере направлен на повышение качества госуслуг, оптимизацию кадастровых процедур за счет автоматизированного обмена сведениями, перевод процедур преимущественно в электронную форму. Предлагается внедрить цифровые технологии в сфере кадастровой деятельности в интересах бизнес-сообщества, повысить достоверность сведений ЕГРН.
4. Таможенное администрирование
Планируется «цифровизация» таможенного администрирования, применение новейших информационных технологий в сфере ВЭД, сокращение сроков прохождения процедур, связанных с ввозом и вывозом товаров и транспорта в Россию и за ее пределы. Документооборот в указанной сфере будет осуществляться в электронной форме. Также предусматриваются мероприятия по сокращению доли теневого оборота импортных товаров на рынке РФ.
5. Развитие экспорта, международная торговля
Предлагается отменить избыточные требования в области государственного контроля, в том числе валютного и налогового. Предусмотрены субсидии, расширение возможности применения ставки НДС 0%, смягчение мер уголовной и административной ответственности. Будут уточнены составы преступлений за нарушения валютного законодательства. Предлагается создание механизма «одного окна» для эффективного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности.
6. Доступ МСП к закупкам компаний с гос.участием
Согласно положениям плана, будут отменены существующие нормативные, административные ограничения и избыточные требования в отношении субъектов МСП. Планируется расширить возможности для доступа представителей малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с государственным участием.
7. Доступ МСП к финансовым ресурсам
Упрощается получение финансирования субъектами малого и среднего предпринимательства из банковских и небанковских источников. Для этих целей разрабатываются государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса, расширяется перечень инструментов финансирования предпринимательства. Ожидается, что принятые меры снизят себестоимость выдачи, а также сопровождения финансовых ресурсов кредитными и некредитными структурами.
8. Регистрация юридических лиц
Планируется упрощение процесса регистрации ООО (кроме страховых, финансовых, кредитных компаний) и оптимизация процедуры ликвидации ООО в некоторых случаях. Предлагается разработать специальные сервисы ФНС, с помощью которых можно проверять наличие оснований для отказа в регистрации. Также с помощью новых сервисов можно будет подписаться на оповещения о любых подаваемых заявлениях на осуществление регистрационных действий по конкретной компании.
9. Развитие человеческого капитала
План содержит мероприятия по обеспечению благоприятной среды для развития человеческого капитала и создание необходимых условий для этого. Цели будут достигаться через повышение результативности правового регулирования и федеральные/национальные проекты. Планируются меры по совершенствованию трудовых отношений с сохранением баланса интересов работодателей и работников.
10. Совершенствование корпоративного управления
Планируется повысить уровень защиты миноритариев и улучшить качество корпоративного управления в хозяйственных обществах. Также будут урегулированы вопросы ответственности при причинении убытков хозяйственным обществам.
11. Фискальная нагрузка, налоговое администрирование
Предлагаются меры для снижения административной нагрузки на бизнес. Для достижения цели планируется сократить материальные и временные затраты предпринимателей при подготовке и передаче в госорган отчетов и при уплате налогов. План предусматривает применение компенсации НДС иностранным гражданам при вывозе приобретенных в России товаров во всех субъектах РФ. Также планируется включить оценку эффективности преференций, в том числе налоговых льгот, в ключевые направления налоговой, бюджетной, таможенной политики РФ.
12. Контрольно-надзорная деятельность
Перечислены мероприятия по снижению административных издержек физических лиц и компаний. Предусмотрена актуализация размещенных в интернете перечней НПА или их частей с указанием требований, соблюдение которых оценивается в ходе государственного контроля/надзора, актуализация утвержденных проверочных листов, подготовка разъяснений, предложений, внесение изменений в действующие правовые нормы и ряд иных мероприятий.
Изменит ли план положение предпринимателей?
Оцениваться эффективность перечисленных мер будет по специальным показателям. На реализацию мероприятий и достижение ожидаемого результата отводятся конкретные сроки. Большая часть должна быть проведена в 2019 году, некоторые мероприятия продлятся до 2024 года.
Почти во всех направлениях плана предполагаются переход на электронный документооборот. Без сомнения, такие меры позволят предпринимателям сэкономить время и средства, которые в настоящее время приходится тратить в связи с созданием, хранением, передачей в госорганы бумажной документации. С «цифровизацией» госуслуг должна увеличиться скорость согласования документов, снизится риск их потери, упростится контроль за движением документа.
Однако предложенные меры скорее являются техническими и не меняют кардинально положение предпринимателя, поскольку концепция не предусматривает масштабных изменений условий ведения и государственного регулирования бизнеса.