Спецоценка условий труда в 2020 году, что изменилось?

С начала 2020 года Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее «закон о СОУТ») действует в новой редакции. 
Что необходимо учесть работодателю в связи с изменениями?

Согласно нормам действующего законодательства, проводить спецоценку условий труда (СОУТ) обязан каждый работодатель. СОУТ направлена на обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах, а также корректное начисление работникам компенсаций за опасные или вредные условия труда. С начала 2020 года закон о СОУТ действует в новой редакции. Расскажем в статье об основных изменениях.

Действующие правила

На организации, проводящие спецоценку, возложены дополнительные обязанности. Теперь перед проведением СОУТ оценщики должны зарегистрировать работодателя в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ), после чего сообщить работодателю присвоенный системой идентификационный номер. Оценщик вносит в систему следующие сведения о работодателе: полное наименование, ИНН, КПП, после чего система генерирует идентификационный номер. Провести регистрацию оценщик должен в течение 5 дней с момента заключения договора с работодателем. Без проведения указанной процедуры отчет о спецоценке будет недействительным.

Согласно статье 18 ФЗ № 426 оценщик в течение 10 дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ должен передать соответствующие сведения во ФГИС СОУТ. Теперь у оценщика появилась еще одна обязанность – информировать работодателя о направлении таких сведений в информационную систему. На уведомление работодателя у оценщика есть 3 рабочих дня с момента внесения сведений в систему. Уведомление направляется в форме электронного документа, подписанного квалифицированной подписью или на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Перед началом проведения спецоценки по общему правилу работодатель должен образовать комиссию по проведению СОУТ и утвердить график ее проведения. В состав комиссии включаются представители работодателя (в том числе специалист по охране труда), при наличии - представители профсоюза. Поправками указанный порядок изменен. Теперь представители малого бизнеса могут не создавать отдельную комиссию. Согласно действующей редакции статьи 9 ФЗ № 426, полномочия комиссии в этом случае исполняет работодатель - ИП (лично), руководитель компании, другое уполномоченное работодателем лицо. При этом работник сможет представлять возражения и замечания по итогам спецоценки на его рабочем месте. В этом случае работодатель должен рассмотреть замечания и при необходимости провести внеплановую СОУТ.

Как учесть изменения на практике?

Закон наделил оценщиков новыми обязанностями. Перед допуском специалиста к работе работодателю рекомендуется убедиться, что оценщик зарегистрировал сведения о компании работодателя в информационной системе. В статье 15 ФЗ № 426 указано, что отчет о проведении спецоценки обязательно должен содержать идентификационный номер.

Необходимо определить с оценщиком способ направлении сведений в ФГИС СОУТ (на бумажном носителе, или в электронном виде). Что касается содержания уведомления – его текст можно прописать в приложении к договору с оценщиком. В качестве доказательства направления сведений можно запросить у оценщика скриншот с экрана, из которого отчетливо следует, что сведения о компании внесены во ФГИС СОУТ в определенную дату.

На сегодняшний день регистрация отчета о СОУТ в системе – обязательное условие его действительности. Поэтому в договоре с оценщиком стоит учесть, что его обязательства будут считаться выполненными после получения вами уведомления о направлении отчета в ФГИС СОУТ.

Важно соблюсти сроки утверждения отчета о спецоценке. Напомним, что согласно статье 15 ФЗ № 426 отчет утверждается в срок, не превышающий 30 дней с момента его направления работодателю оценщиком. После утверждения отчета работодатель уведомляет об этом оценщика и направляет ему копию отчета. На уведомление закон отводит всего 3 дня.

Что касается сроков проведения спецоценки, они остались прежними – не реже одного раза в 5 лет. Однако по действующим правилам сроки исчисляются не с момента утверждения отчета, а с момента внесения данных в информационную систему. Исключение закон делает только для сведений, содержащих охраняемую законом тайну, в этом случае срок отсчитывается с утверждения отчета. Об этом правиле стоит помнить, решая вопрос об очередном проведении СОУТ.

Вместе с тем, работодателям, подавшим отчеты СОУТ до 01.01.2020, рекомендуется самостоятельно проверить включение соответствующих сведений во ФГИС СОУТ (http://akot.rosmintrud.ru/sout/Statistics/varorganization).

Напомним, что за нарушение работодателем порядка проведения СОУТ статьей 5.27.1 КоАП предусмотрены штрафные санкции. За выявленные нарушения должностные лица и ИП заплатят штраф в размере от 5 000 до 10 000 тысяч рублей, а компании в размере от 60 000 до 80 000 рублей.

За повторное нарушение предусмотрены штрафы для должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей, а также дисквалификация сроком от года до трех лет, для ИП штрафы установлены в тех же пределах, а также предусмотрено административное приостановление деятельности сроком до 3 месяцев. Юридические лица заплатят штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей, также возможно административное приостановление деятельности сроком до 3 месяцев.