С какими сложностями могут столкнуться предприниматели в связи с расширением полномочий сетевых организаций в сфере учета электроэнергии?
С 01.07.2020 полномочия сетевых организаций в сфере учета электрической энергии были расширены. На практике начали возникать случаи, когда некоторые сетевые организации используют это расширение полномочий для злоупотребления. В чем это может выражаться? Расскажем в настоящей статье
Ранее мы уже писали, что с 01.07.2020 года произошло расширение полномочий сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, в результате которого данные организации начали отвечать за установку, замену и поверку приборов учета электроэнергии. С июля 2020 года сетевые организации могут устанавливать как обычные приборы учета, так и интеллектуальные, которые позволяют отслеживать показания по энергопотреблению в режиме онлайн. С начала 2022 года установка интеллектуальных приборов уже будет не правом, а обязанностью сетевых организаций.
Процедуры установки, замены, допуска в эксплуатацию интеллектуальных приборов учета регламентируются Правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках (Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, далее ОПФРРЭЭ). Указанные процедуры должны производиться в четком соответствии с установленным порядком и нормами закона.
В частности, в соответствии с п.136 ОПФРРЭЭ установлены основания для совершения со стороны сетевой организации действий по установке/замене приборов учета и реализации своих правомочий по учету потребляемой электроэнергии.
Данные действия применяются, если:
Отдельно можно выделить основание, предусмотренное п.142 ОПФРРЭЭ, в соответствии с которым если дополнительный прибор учета установлен сетевой организацией по другую сторону границы балансовой принадлежности и надлежащим образом введен в эксплуатацию – потребитель вправе настаивать на внесение в действующий договор энергоснабжения изменений и определения данного установленного прибора учета в качестве основного, а второго прибора учета, по которому ранее производились расчеты за электроэнергию, в качестве контрольного.
В частности, в соответствии с п.136 ОПФРРЭЭ установлены основания для совершения со стороны сетевой организации действий по установке/замене приборов учета и реализации своих правомочий по учету потребляемой электроэнергии.
Данные действия применяются, если:
- прибор учета отсутствует (утрачен), вышел из строя, истек срок его эксплуатации или интервал между поверками;
- осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя;
- потребитель самостоятельно обратился к сетевой организации с просьбой о замене действующего исправного прибора учета (прибор устанавливается за отдельную плату).
Отдельно можно выделить основание, предусмотренное п.142 ОПФРРЭЭ, в соответствии с которым если дополнительный прибор учета установлен сетевой организацией по другую сторону границы балансовой принадлежности и надлежащим образом введен в эксплуатацию – потребитель вправе настаивать на внесение в действующий договор энергоснабжения изменений и определения данного установленного прибора учета в качестве основного, а второго прибора учета, по которому ранее производились расчеты за электроэнергию, в качестве контрольного.
Таким образом, сетевые организации по своей инициативе не вправе принудить потребителя к замене исправного, допущенного к эксплуатации прибора учета, несмотря на то, что прибор не является интеллектуальным.
В то же время, на практике сетевые организации иногда «забывают» об этом, что приводит к грубому ущемлению прав потребителей.
Если нельзя, но очень хочется, то можно?
После вступления в силу изменений законодательства ряд потребителей столкнулись с ситуацией, когда сетевые организации, наделенные расширенными полномочиями в сфере учета электроэнергии, начали устанавливать новые приборы учета взамен действующих: с принудительным демонтажом имеющихся исправных приборов учета или без такого демонтажа с принуждением потребителя подписать документы об установке новых приборов учета, допуске их в эксплуатацию и определения в качестве основных. Также нередки случаи нарушения порядка проведения процедур замены приборов учета, их демонтажа, ввода вновь устанавливаемых приборов учета. Например, такие действия нередко выполняются в отсутствие потребителя и даже без уведомления его об указанных планируемых действиях.
Рассмотрим одну из ситуаций.
Потребитель осуществляет потребление электроэнергии, учет которой осуществляется простым не интеллектуальным прибором учета. Прибор учета исправен, поверен, допущен для эксплуатации. В отношении прибора учета со стороны сетевой организации/гарантирующего поставщика регулярно осуществляется проверка и имеются соответствующие акты проверки, подтверждающие отсутствие неправомерных действий со стороны потребителя и проведение учета без каких-либо нарушений.
Между тем, сетевая организация без уведомления потребителя самовольно размещает дополнительный интеллектуальный прибор учета на участке сети потребителя, в его границах балансовой принадлежности, после чего уже по факту совершенных действий предлагает подписать: акт допуска нового прибора учета в эксплуатацию, с определением его в качестве основного, а заодно проект нового акта о технологическом присоединении, согласно которому сетевой организацией пересмотрены границы балансовой принадлежности не в пользу потребителя (согласно схеме вновь установленного прибора учета на участке сети потребителя). Чем может грозить подписание таких документов потребителю? Тем, что потребитель фактически лишается части участка сетей (добровольное подписание документов фактически будет означать отказ от части участка сетей).
Подписав документы, потребитель утратит возможность оспаривать неправомерность действий сетевой организации по установке дополнительного прибора учета на своем участке сетей и фактически санкционирует совершенные со стороны сетевой организации действия. Также после подписания документов потребитель будет вынужден включить в договор энергоснабжения данные о вновь установленном приборе учета, расчетами которого должен будет руководствоваться в будущем.
Между тем, сетевая организация без уведомления потребителя самовольно размещает дополнительный интеллектуальный прибор учета на участке сети потребителя, в его границах балансовой принадлежности, после чего уже по факту совершенных действий предлагает подписать: акт допуска нового прибора учета в эксплуатацию, с определением его в качестве основного, а заодно проект нового акта о технологическом присоединении, согласно которому сетевой организацией пересмотрены границы балансовой принадлежности не в пользу потребителя (согласно схеме вновь установленного прибора учета на участке сети потребителя). Чем может грозить подписание таких документов потребителю? Тем, что потребитель фактически лишается части участка сетей (добровольное подписание документов фактически будет означать отказ от части участка сетей).
Подписав документы, потребитель утратит возможность оспаривать неправомерность действий сетевой организации по установке дополнительного прибора учета на своем участке сетей и фактически санкционирует совершенные со стороны сетевой организации действия. Также после подписания документов потребитель будет вынужден включить в договор энергоснабжения данные о вновь установленном приборе учета, расчетами которого должен будет руководствоваться в будущем.
Цель, которую преследуют сетевые организации, в таком ключе воспринимающие новые изменения в законодательстве и поголовно устанавливающие всем потребителям новые приборы учета, допуская при этом грубые нарушения процедур и прав собственности потребителей – ясна: ведение борьбы с хищениями электрической энергии. Но при проведении данной борьбы, как видно из приведенной ситуации, страдают потребители, надлежащим образом соблюдающие требования действующего законодательства и не допускающие хищения энергии.
Как бороться?
Для оспаривания неправомерных действий сетевой организации потребителю возможно принять следующие меры:
Однако, самая первая рекомендация, которую можно сделать в такой ситуации: надлежащим образом обеспечивать сохранность своего исправного прибора учета, не допускать несанкционированного или неконтролируемого доступа к нему в отсутствие потребителя сторонних лиц и не подписывать никаких документов, не посовещавшись со специалистами.
- оформить свою правовую позицию письменно (со ссылками на законы) и направить в адрес сетевой организации с требованием прекратить нарушение прав;
- направить соответствующе заявление в территориальное управление ФАС России;
- при необходимости составить и подать в Арбитражный суд исковое заявление об устранении нарушений прав;
Однако, самая первая рекомендация, которую можно сделать в такой ситуации: надлежащим образом обеспечивать сохранность своего исправного прибора учета, не допускать несанкционированного или неконтролируемого доступа к нему в отсутствие потребителя сторонних лиц и не подписывать никаких документов, не посовещавшись со специалистами.